Воскресенье, 19.05.2024, 09:02
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Ключевой задачей введения федеральных государственных образовательных стандартов является реализация программы формирования универсальных учебных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные дей­ствия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Такая способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая са­мостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные дей­ствия как обобщенные действия открывают возможность широ­кой ориентации учащихся, - как в различных предметных об­ластях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и опе­рации (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным факто­ром повышения эффективности освоения учащимися предмет­ных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осу­ществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достиже­ния, контролировать и оценивать процесс и результаты деятель­ности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному об­разованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предмет­ной области.

В составе основных видов универсальных учебных дейст­вий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также дей­ствия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникатив­ный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечи­вают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение со­относить поступки и события с принятыми этическими принци­пами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межлич­ностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределе­ние;

  • действие смыслообразования, то есть установление уча­щимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуж­дает деятельность, ради чего бона осуществляется. Ученик дол­жен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Критерии оценивания:

  • мотивация учебной деятельности;
  • сформированность «внутренней позиции школьника».

Личностные УУД и критерии их оценивания:

  • нравственно-этическая ориентация (умение отличать хо­рошие поступки от плохих, корректировать свое поведение в соответствии с моральной нормой);
  • самооценка - регулятивный (способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием) и когнитивный компонент (концепция социальной роли ученика; рефлексивность как адек­ватное осознанное представление о качествах хорошего учени­ка; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения образов «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости са­мосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
  • мотивация учебной деятельности (сформированность по­знавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность соци­альных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обще­ству; сформированность учебных мотивов; стремление к само­изменению - приобретению новых знаний и умений);
  • внутренняя позиция школьника (положительное отноше­ние к школе; чувство необходимости учения; предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; пред­почтение социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Регулятивные действия.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планиро­вание, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. К регулятивным действиям относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности проме­жуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и коррек­тивов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуа­ции мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Регулятивные УУД и критерии их оценивания:

- умение учиться и способность к организации своей дея­тельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, кон­троль, коррекция, оценка, саморегуляция).

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 

1.  Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью ком­пьютерных средств;
  • знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены сущест­венные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое выска­зывание в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен­ка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свобод­ная ориентация и восприятие текстов художественного, научно­го, публицистического и официально-делового стилей; понима­ние и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем твор­ческого и поискового характера.

2.  Универсальные логические действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (сущест­венных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе само­стоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД и критерии их оценивания:

  • постановка и решение проблемы (формулирование про­блемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера);
  • универсальные логические действия (сравнение; анализ и син­тез; сериация - упорядочение объектов по выделенному основа­нию; классификация; обобщение; установление аналогий).

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по обращению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов г взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в по­иске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация про­блемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz