Воскресенье, 19.05.2024, 07:06
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психо­логический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с эле­ментами практикума, семинар, консультация, психологическая ИгРа, психологический урок, самодиагностика (обучающая ди­агностика), неделя психологии, психологический (интеллекту­альный) марафон, социальный (учебный) проект.

 

Групповые формы работы с обучающимися

Игра в качестве психологического метода в школе может быть использована, как минимум, для решения трех последовательных задач:    

  • научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в его мир и отношения;
  • научить быть свободными в игровом пространстве, осозна­вать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми;
  • научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

Настоящая психологическая игра - это очень серьезно и по сво­им возможностям при серьезном подходе, и по своим последст­виям при неграмотном.

Такая форма работы школьного психолога, как организаци­онно-деловая игра (ОДИ), обычно построена на принципе мо­делирования различных школьных ситуаций. Цель ОДИ - выра­ботка наиболее эффективных решений. При этом решаются раз­ные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессио­нальному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на уроке; развитие навыков саморегу­ляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы пси­хологической безопасности.

Психологический урок не ставит своей задачей формиро­вать профессиональное научно-психологическое мировоззрение. Он насыщает картину мира ребенка психологическим содержа­нием, делает мир более объемным, понятным, передает ему в руки инструменты самопознания, понимания себя и других, управления собой. Значение психологических уроков как формы развивающей работы различно в разные периоды школьного обучения. Такие учебные курсы должны быть непродолжитель­ными (четверть-полторы), содержательно связанными с образо­вательными задачами, которые решают школьники на том или другом этапе обучения (проектная или исследовательская дея­тельность, экспериментальные учебные курсы и т. д.), и в то же время формировать навыки и приемы работы с информацией обобщенного характера, применимые как на уроке, так и в жиз­ни за пределами класса.

В коррекционно-профилактические мероприятия (для фор­мирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно вклю­чить такую форму работы, как психологический тренинг. В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения. Психо­логический тренинг - не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тре­нинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся за­нимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» навыки. и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие си­туации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в про­цессе общения и деятельности.

Психологическая акция - это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содер­жание, правила, запланированный результат.

Основная цель таких «акций» - расширение жизненного Пространства участников за счет внесения в их жизнь новых Дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значе­ний. Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необыч­ность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окра­шивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди - как близкие и интересные собеседники.

Психологическая неделя в школе - одна из активно разви­вающихся форм работы. При общем планировании недели же­лательно придерживаться нескольких рабочих принципов:

• неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз;

• каждый день должен плавно перетекать в следующий;

  • необходимо иметь виды работы, которые делали бы каж­дый день неповторимым, и «сквозные» мероприятия, которые задавали бы общий настрой неделе;
  • целостность и законченность должен иметь каждый день, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь свою смысловую направленность, которая также может выра­жаться в девизе дня;
  • события недели должны охватывать всю школу - всех де­тей и взрослых;
  • мероприятия недели не должны по возможности мешать учебному процессу; по крайней мере, это вмешательство необ­ходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педаго­гами и администрацией.

При реализации этих принципов неделя получается как бы «двухслойной», содержащей фигуру и фон. Фигурами явля­ются центральные мероприятия дня, фоном - «сквозные» формы работы типа психологической газеты, стенда недели, «заборов», цитат, развешиваемых по школе, музыкального сопровождения. С любой другой акцией неделю роднит ненавязчивость, необыч­ность и основные цели - расширение эмоционального, смысло­вого, деятельностного «поля» жизни человека, создание школьной общности, отличает - содержательная глубина и несомнен­ная организационная сложность.

Помимо психологических акций, могут использоваться другие способы естественного включения психологического развива­ющего содержания в образовательную среду школы. Так тради­ционные школьные мероприятия и праздники могут наполняться психологическими смыслами. Например, хорошо известный и часто применяемый интеллектуальный марафон может, помимо раз­вивающих образовательных, решать развивающие психологиче­ские задачи. Интеллектуальный марафон, в создании которого объединились педагоги и психологи, может быть спланирован и реализован как праздник - праздник познания, интеллекта, об­разованности. В этот день процесс познания разворачивается как безусловная общечеловеческая и личностная ценность, как и отношения между людьми, возникающие в процессе совмест­ного познания. Марафон и участие в нем психологов - конкрет­ный

 

пример того, как психологические развивающие задачи мо­гут переплетаться с задачами педагогическими, воспитательными или учебными и как можно проектировать ситуации для их со­вместного решения.

Общие психолого-педагогические мероприятия и програм­мы, реализуемые в классе, параллели, школе, - очень перспек­тивный и эффективный вид работы, направленной на решение комплексных задач развития и обучения.

Каждая из названных форм имеет свои возможности и огра­ничения, свои сильные и слабые стороны. Выбор конкретной формы тесно связан со спецификой развивающей задачи, реша­емой психологом, опытом участников и их возрастом, тради­циями школы и квалификацией самого психолога.

Формы и методы работы с родителями обучающихся

Главным инструментом повышения эффективности переда­чи знаний взрослым людям являются активные методы обуче­ния, которые значительно уменьшают давление традиций и сте­реотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаи­модействии становится организатором или источником инфор­мации самостоятельной работы родителей.

Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы вза­имодействия.

К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе, работа с родителями в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематиче­ские психологические консультации и т. д. А к индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование, бесе­да, инструктаж и др.

Метод групповой работы определяют как совместную дея­тельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - при­надлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.

Использование игры как формы работы с родителями пре­доставляет большие возможности достигнуть результата. Каж­дое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позво­ляющую быстро и без усилий настроиться на специфичную ра­боту. Например, попросить родителей расставить столы и вы­брать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложить закрыть глаза, расслабиться и пред­ставить себя ребенком в возрасте собственного сына или доче­ри. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и стано­вятся «мостиком» к обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными мыслями, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в ре­зерве несколько таких игр.

Ситуационно-ролевая игра особенно полезна, так как явля­ется инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ро­лей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на од­ном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Под­ростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия...».

Организация взаимодействия в парах (диадах) может эф­фективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т. д. Диада - хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными эмоцио­нальными отношениями между партнерами; любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта. В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия.

У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы: появляется возможность по­лучить обратную связь и поддержку; в паре участники могут легче идентифицировать себя с другими (идентификация - спо­соб понимания другого человека через осознанное или бессозна­тельное уподобление его самому себе); работа в парах способст­вует развитию эмпатии (эмпатия - понимание другого человека на уровне чувств и эмоционального отношения - является осно­вой для такого человеческого явления, как дружба); взаимодейст­вие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности; работа в парах облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Организация работы с родите­лями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой. Работу в парах можно организовать по принципу «Инфокарусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы: мой ребенок и его друзья; праздники в семье, какие они, зачем они ребенку; что и как чи­тает ребенок. Формулируются вопросы: как мы отмечаем дни рождения, как помогаем ребенку учить дома уроки и т. д. Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару. Задача родителей - собрать как можно больше информации по теме. В качестве объекта обсуждения могут выступать не только спе­циально оформленные вопросы, но и случаи из жизни.

Получение знаний на исследовательской основе (метод ис­следования) противостоит распространенной в практике работы с родителями манере констатирующего изложения материала и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразу­мения, конфликты, требующие совместного разрешения (в класс пришел новичок, дети его отвергают; как поднять авторитет класса и др.), решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями.

  Вариант 1.

  1. «Ввод» в проблему. Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал.
  2. Проблематизация. На этом этапе родители имеют возмож­ность увидеть проблему.
  3. Депроблематизация (теоретическое представление, ком­ментарий).
  4. Проектирование практических действий. На данном этапе происходит поиск возможностей применения.

Вариант 2.

  1. Определение проблемы. («Мы не знаем, что делать».)
  2. Подготовка наглядных средств для предъявления пробле­мы (например, родители обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей или детей ви­деофильм, провести социологическое исследование, анкетиро­вание).
  3. Осуществление исследовательской деятельности преиму­щественно в группе: поиск вариантов решения.
  4. Подведение итогов. Оценка процесса. Оценка содержания.

5.  Практическая реализация.
Вариант 3.

  1. Осознание наличия проблемы и ее значения (часто про­блемы являются надуманными).
  2. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
  3. Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.
  4. Выработка, принятие решения.
  1. Применение.

Чтобы исследованию задать динамику, нужны специальные «разогревающие» приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.

Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и уста­новок в процессе сотрудничества с родителями можно исполь­зовать диагностику. Во время работы, чтобы сохранить конфи­денциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.

Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты мо­гут привести к смене установок относительно собственных спо­собностей и возможностей и замене стратегий поведения. Из­бранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утвер­ждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, вторые резко снижают психологическую защиту.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, пози­ции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия мо­жет быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

Приемы организации дискуссии:

  • круглый стол - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мне­ниями между ними и остальными (например, обсуждение во­просов родительским комитетом);
  • форум - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями, например, по проблемам при­чин плохой дисциплины в классе;
  • симпозиум - более формализованное, по сравнению с пре­дыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы;
  • дебаты - обсуждение, построенное на ситуации: «доклад­чик - оппонент».

Формы работы с педагогами

Одной из эффективных форм работы с педагогами и родите­лями является мастер-класс - форма обучения для людей любо­го пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобре­таются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника (использованамонография Ситниковой М. И.: «Творческая самореализация субъектов образовательного про­странства: моногр. / М. И. Ситникова. Белгород: Изд-во БелГУ. 2006. 320 с.)

Характерные особенности мастер-класса: передача и обмен опытом; деятельностный подход (активная деятельность частников); глубокое сочетание теории и практики; смена дея­тельности; наглядность; образность; постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися); получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов); нет назидательности; вызывает желание сделать как мастер; просто­та; доступность; творчество; инициативность; исполнение раз­личных ролей; креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных  людей; возможность получить «толчок» к творческой деятельности; рефлексивная деятельность.

Деятельность мастера строится по определенным пра­вилам: работа под девизом «Знаешь сам - научи другого»; уме­ние владеть вниманием аудитории; максимальное вовлечение участников; развитие умения работать индивидуально и в груп­пах; использование новых нетрадиционных форм и методов ра­боты; высокий уровень педагогического мастерства;  большое желание работать творчески; проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).

Технология проведения мастер-класса состоит из пяти этапов (на основе технологии, предложенной Г. А. Русских).

I. Презентация педагогического опыта мастером:

  • дается краткая характеристика экспериментальной группы, обосновываются результаты диагностики, прогноз развития уча­стников группы;
  • кратко характеризуются основные идеи технологии, эф­фективной в работе с экспериментальной группой;

- описываются достижения в опыте работы мастера;

- доказывается результативность деятельности членов груп­пы, свидетельствующая об эффективности использования психологической технологии;

   - определяются проблемы и перспективы в работе учителя.

2. Представление системы занятий мастером:

  • описывается система занятий в режиме эффективной пси­хологической технологии;
  • определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

- 3. Имитационная игра:

  • мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;
  • слушатели одновременно играют две роли: членов экспе­риментальной группы и экспертов, присутствующих на откры­том занятии.

4.  Моделирование (в основе моделирования системы занятий лежат уровни процесса усвоения знаний и способов действий членов группы: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; их закрепление, применение, обобщение и систематизация):

  • участники выполняют самостоятельную работу по конст­руированию собственной модели занятия в режиме технологии урока (занятия) мастера;
  • мастер выполняет роль консультанта, организует само­стоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
  • мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия.

5.  Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

В ходе самоанализа занятия необходимо обратить внимание на четкость постановки его задач; формулирование темы и до­ведение ее до слушателей; соответствие содержания заявленной теме; соответствие технологии, использованных методических приемов заявленной концепции; причины отступления от наме­ченного плана; результативность решения задач по апробации основных идей концепции; итог занятия в сопоставлении заду­манного с реализованным.

Приемы активизации творческого потенциала в условиях группы:

  1. «Реверсированная мозговая атака» отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недо­четы и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.
  2. «Список прилагательных и определений». Список при­лагательных определяет различные качества, свойства нехарак­теристики объекта, деятельности или личности, которые необ­ходимо улучшить.
  3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворя­ющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации - другой символ и т. д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой: родителям предлагается «вылепить» «родительское собрание сегодня и завтра». После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
  4. «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не потерять уважение своих детей и т. д.).

Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа про­водит дискуссию, при этом можно использовать «мозговой Штурм».

5.  «Запись на листе». Сущность приема состоит в том, что бы обсуждении какой-либо проблемы во время лекции каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходимо формулиро­вать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др.

6.«Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать все, что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет, перспективы и т. д.).

Чтобы лекция стала не просто инструментом передачи боль­шого объема информации, психолог может использовать при­емы иллюстраций, интересных примеров, активизирующих во­просов, с помощью которых направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условием творческой активности во время лекции является личностно ориентированный подход. Например, если психолог приходит прочитать лекцию на тему «Влияние семьи на формирование личности ребенка», можно раздать листы и попросить ответить на вопрос «Каково Ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?». Го­дится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Цель данного приема: сосре­доточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вы­вести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить ти­пичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д.).

7. Мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация» - прием, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо подключить естественное любопытство к исследовательской деятельности. Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.

Задание для родителей.

  1. Укажите цифрой количество крестиков, которое вы смо­жете поставить в графе «Реальный результат» за одну минуту (1-я проба; например, 19).
  2. Укажите цифрой, какое количество крестиков вам хоте­лось бы поставить за одну минуту (1-я проба; например, это 25), а дальше засекайте время и ставьте крестики. По истечении 1 ми­нуты результаты подсчитайте. Занесите результат в соответст­вующую графу.                                                              (
  3. То же самое сделайте еще два раза.
  4. После эксперимента каждый подводит итоги взаимосвязи реального и желаемого в жизни.

   8. К эвристическим вопросам относятся семь ключевых вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?».     Если пе­ремешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (на­пример, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто - чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:

  1. Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.)
  2. Что нужно сделать? (Цели.)
  3. Где? (Уточнить место.)
  4. Когда? (Время.)
  5. Как? (Метод.) И т. д.

При формулировании вопросов психолог должен придержи­ваться следующих правил:

  1. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не под­сказывать идею решения. (Альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы «Да» или «Нет», ограничивают собеседника.)
  2. В вопросах должна быть минимальная информация.
  3. Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд. Сугге­стивные вопросы («Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что...?») также ограничивают возможности собеседника и часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.

    9. В работе с любой аудиторией необходимо знать и учитывать приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обраще­ние к аудитории, диалог с ней; использование неожиданной ин­формации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz