ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая ИгРа, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект.
Групповые формы работы с обучающимися
Игра в качестве психологического метода в школе может быть использована, как минимум, для решения трех последовательных задач:
- научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в его мир и отношения;
- научить быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми;
- научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.
Настоящая психологическая игра - это очень серьезно и по своим возможностям при серьезном подходе, и по своим последствиям при неграмотном.
Такая форма работы школьного психолога, как организационно-деловая игра (ОДИ), обычно построена на принципе моделирования различных школьных ситуаций. Цель ОДИ - выработка наиболее эффективных решений. При этом решаются разные задачи, среди которых: оснащение педагогов способами взаимодействия с детьми и подростками, в том числе «группы риска»; развитие рефлексии по отношению к своему профессиональному ресурсу; формирование умения вести себя в типичных конфликтных ситуациях на уроке; развитие навыков саморегуляции и психогигиены; создание в коллективе атмосферы психологической безопасности.
Психологический урок не ставит своей задачей формировать профессиональное научно-психологическое мировоззрение. Он насыщает картину мира ребенка психологическим содержанием, делает мир более объемным, понятным, передает ему в руки инструменты самопознания, понимания себя и других, управления собой. Значение психологических уроков как формы развивающей работы различно в разные периоды школьного обучения. Такие учебные курсы должны быть непродолжительными (четверть-полторы), содержательно связанными с образовательными задачами, которые решают школьники на том или другом этапе обучения (проектная или исследовательская деятельность, экспериментальные учебные курсы и т. д.), и в то же время формировать навыки и приемы работы с информацией обобщенного характера, применимые как на уроке, так и в жизни за пределами класса.
В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг. В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения. Психологический тренинг - не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку «самоформировать» навыки. и умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.
Психологическая акция - это среда игровая, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат.
Основная цель таких «акций» - расширение жизненного Пространства участников за счет внесения в их жизнь новых Дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа начинает восприниматься как единое целое, а находящиеся в ней люди - как близкие и интересные собеседники.
Психологическая неделя в школе - одна из активно развивающихся форм работы. При общем планировании недели желательно придерживаться нескольких рабочих принципов:
• неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз;
• каждый день должен плавно перетекать в следующий;
- необходимо иметь виды работы, которые делали бы каждый день неповторимым, и «сквозные» мероприятия, которые задавали бы общий настрой неделе;
- целостность и законченность должен иметь каждый день, то есть содержать некоторое центральное мероприятие, иметь свою смысловую направленность, которая также может выражаться в девизе дня;
- события недели должны охватывать всю школу - всех детей и взрослых;
- мероприятия недели не должны по возможности мешать учебному процессу; по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией.
При реализации этих принципов неделя получается как бы «двухслойной», содержащей фигуру и фон. Фигурами являются центральные мероприятия дня, фоном - «сквозные» формы работы типа психологической газеты, стенда недели, «заборов», цитат, развешиваемых по школе, музыкального сопровождения. С любой другой акцией неделю роднит ненавязчивость, необычность и основные цели - расширение эмоционального, смыслового, деятельностного «поля» жизни человека, создание школьной общности, отличает - содержательная глубина и несомненная организационная сложность.
Помимо психологических акций, могут использоваться другие способы естественного включения психологического развивающего содержания в образовательную среду школы. Так традиционные школьные мероприятия и праздники могут наполняться психологическими смыслами. Например, хорошо известный и часто применяемый интеллектуальный марафон может, помимо развивающих образовательных, решать развивающие психологические задачи. Интеллектуальный марафон, в создании которого объединились педагоги и психологи, может быть спланирован и реализован как праздник - праздник познания, интеллекта, образованности. В этот день процесс познания разворачивается как безусловная общечеловеческая и личностная ценность, как и отношения между людьми, возникающие в процессе совместного познания. Марафон и участие в нем психологов - конкретный
пример того, как психологические развивающие задачи могут переплетаться с задачами педагогическими, воспитательными или учебными и как можно проектировать ситуации для их совместного решения.
Общие психолого-педагогические мероприятия и программы, реализуемые в классе, параллели, школе, - очень перспективный и эффективный вид работы, направленной на решение комплексных задач развития и обучения.
Каждая из названных форм имеет свои возможности и ограничения, свои сильные и слабые стороны. Выбор конкретной формы тесно связан со спецификой развивающей задачи, решаемой психологом, опытом участников и их возрастом, традициями школы и квалификацией самого психолога.
Формы и методы работы с родителями обучающихся
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе, работа с родителями в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические психологические консультации и т. д. А к индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование, беседа, инструктаж и др.
Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
Использование игры как формы работы с родителями предоставляет большие возможности достигнуть результата. Каждое занятие, встречу следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую игровую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу. Например, попросить родителей расставить столы и выбрать себе место так, чтобы чувствовать себя психологически комфортно, или предложить закрыть глаза, расслабиться и представить себя ребенком в возрасте собственного сына или дочери. Разогревающих игр очень много. Родители играют потому, что игры безотказно вызывают у участников резонанс детских воспоминаний и чувств. Иногда игры, предлагаемые в начале занятия, выполняют не только функцию разогрева, но и становятся «мостиком» к обсуждению серьезных вопросов. Однако не стоит разогревающие процедуры перегружать глубинными мыслями, на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы. Рекомендуется иметь в резерве несколько таких игр.
Ситуационно-ролевая игра особенно полезна, так как является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации. Когда разыгрываются роли, конкретные ситуации, в них привносится собственный опыт и часть собственной личности родителей. Например, на одном из родительских собраний была разыграна ситуация: «Подростки курят и ругаются у школы, это видят учащиеся первого класса. Ваши действия...».
Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т. д. Диада - хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными эмоциональными отношениями между партнерами; любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта. В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия.
У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы: появляется возможность получить обратную связь и поддержку; в паре участники могут легче идентифицировать себя с другими (идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе); работа в парах способствует развитию эмпатии (эмпатия - понимание другого человека на уровне чувств и эмоционального отношения - является основой для такого человеческого явления, как дружба); взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности; работа в парах облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой. Работу в парах можно организовать по принципу «Инфокарусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы: мой ребенок и его друзья; праздники в семье, какие они, зачем они ребенку; что и как читает ребенок. Формулируются вопросы: как мы отмечаем дни рождения, как помогаем ребенку учить дома уроки и т. д. Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару. Задача родителей - собрать как можно больше информации по теме. В качестве объекта обсуждения могут выступать не только специально оформленные вопросы, но и случаи из жизни.
Получение знаний на исследовательской основе (метод исследования) противостоит распространенной в практике работы с родителями манере констатирующего изложения материала и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения (в класс пришел новичок, дети его отвергают; как поднять авторитет класса и др.), решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями.
Вариант 1.
- «Ввод» в проблему. Задача этого этапа заключается в том, чтобы собрать фактический материал.
- Проблематизация. На этом этапе родители имеют возможность увидеть проблему.
- Депроблематизация (теоретическое представление, комментарий).
- Проектирование практических действий. На данном этапе происходит поиск возможностей применения.
Вариант 2.
- Определение проблемы. («Мы не знаем, что делать».)
- Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы (например, родители обеспокоены чрезмерным увлечением детей компьютером: сделать силами родителей или детей видеофильм, провести социологическое исследование, анкетирование).
- Осуществление исследовательской деятельности преимущественно в группе: поиск вариантов решения.
- Подведение итогов. Оценка процесса. Оценка содержания.
5. Практическая реализация.
Вариант 3.
- Осознание наличия проблемы и ее значения (часто проблемы являются надуманными).
- Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
- Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.
- Выработка, принятие решения.
- Применение.
Чтобы исследованию задать динамику, нужны специальные «разогревающие» приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, мини-эксперименты.
Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, возможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать диагностику. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.
Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, вторые резко снижают психологическую защиту.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Приемы организации дискуссии:
- круглый стол - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом);
- форум - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями, например, по проблемам причин плохой дисциплины в классе;
- симпозиум - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы;
- дебаты - обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик - оппонент».
Формы работы с педагогами
Одной из эффективных форм работы с педагогами и родителями является мастер-класс - форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника (использованамонография Ситниковой М. И.: «Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. Белгород: Изд-во БелГУ. 2006. 320 с.)
Характерные особенности мастер-класса: передача и обмен опытом; деятельностный подход (активная деятельность частников); глубокое сочетание теории и практики; смена деятельности; наглядность; образность; постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися); получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов); нет назидательности; вызывает желание сделать как мастер; простота; доступность; творчество; инициативность; исполнение различных ролей; креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей; возможность получить «толчок» к творческой деятельности; рефлексивная деятельность.
Деятельность мастера строится по определенным правилам: работа под девизом «Знаешь сам - научи другого»; умение владеть вниманием аудитории; максимальное вовлечение участников; развитие умения работать индивидуально и в группах; использование новых нетрадиционных форм и методов работы; высокий уровень педагогического мастерства; большое желание работать творчески; проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).
Технология проведения мастер-класса состоит из пяти этапов (на основе технологии, предложенной Г. А. Русских).
I. Презентация педагогического опыта мастером:
- дается краткая характеристика экспериментальной группы, обосновываются результаты диагностики, прогноз развития участников группы;
- кратко характеризуются основные идеи технологии, эффективной в работе с экспериментальной группой;
- описываются достижения в опыте работы мастера;
- доказывается результативность деятельности членов группы, свидетельствующая об эффективности использования психологической технологии;
- определяются проблемы и перспективы в работе учителя.
2. Представление системы занятий мастером:
- описывается система занятий в режиме эффективной психологической технологии;
- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- 3. Имитационная игра:
- мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;
- слушатели одновременно играют две роли: членов экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование (в основе моделирования системы занятий лежат уровни процесса усвоения знаний и способов действий членов группы: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; их закрепление, применение, обобщение и систематизация):
- участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели занятия в режиме технологии урока (занятия) мастера;
- мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия.
5. Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
В ходе самоанализа занятия необходимо обратить внимание на четкость постановки его задач; формулирование темы и доведение ее до слушателей; соответствие содержания заявленной теме; соответствие технологии, использованных методических приемов заявленной концепции; причины отступления от намеченного плана; результативность решения задач по апробации основных идей концепции; итог занятия в сопоставлении задуманного с реализованным.
Приемы активизации творческого потенциала в условиях группы:
- «Реверсированная мозговая атака» отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества, свойства нехарактеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
- «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации - другой символ и т. д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой: родителям предлагается «вылепить» «родительское собрание сегодня и завтра». После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
- «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не потерять уважение своих детей и т. д.).
Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать «мозговой Штурм».
5. «Запись на листе». Сущность приема состоит в том, что бы обсуждении какой-либо проблемы во время лекции каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходимо формулировать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др.
6.«Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать все, что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет, перспективы и т. д.).
Чтобы лекция стала не просто инструментом передачи большого объема информации, психолог может использовать приемы иллюстраций, интересных примеров, активизирующих вопросов, с помощью которых направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условием творческой активности во время лекции является личностно ориентированный подход. Например, если психолог приходит прочитать лекцию на тему «Влияние семьи на формирование личности ребенка», можно раздать листы и попросить ответить на вопрос «Каково Ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?». Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, на уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Цель данного приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д.).
7. Мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация» - прием, позволяющий либо создать познавательный конфликт, либо подключить естественное любопытство к исследовательской деятельности. Например, интересно подумать вместе с родителями о значении такого психологического понятия, как потребность в достижении.
Задание для родителей.
- Укажите цифрой количество крестиков, которое вы сможете поставить в графе «Реальный результат» за одну минуту (1-я проба; например, 19).
- Укажите цифрой, какое количество крестиков вам хотелось бы поставить за одну минуту (1-я проба; например, это 25), а дальше засекайте время и ставьте крестики. По истечении 1 минуты результаты подсчитайте. Занесите результат в соответствующую графу. (
- То же самое сделайте еще два раза.
- После эксперимента каждый подводит итоги взаимосвязи реального и желаемого в жизни.
8. К эвристическим вопросам относятся семь ключевых вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?». Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос (например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: кто - чем?). Существуют различные списки таких вопросов, например:
- Для чего это нужно сделать? (Анализ потребностей.)
- Что нужно сделать? (Цели.)
- Где? (Уточнить место.)
- Когда? (Время.)
- Как? (Метод.) И т. д.
При формулировании вопросов психолог должен придерживаться следующих правил:
- Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, а не подсказывать идею решения. (Альтернативные вопросы, на которые возможны однозначные ответы «Да» или «Нет», ограничивают собеседника.)
- В вопросах должна быть минимальная информация.
- Вопросы должны быть так интересно поставлены, чтобы каждый новый вопрос давал иной, неожиданный взгляд. Суггестивные вопросы («Вы, несомненно, тоже придерживаетесь мнения, что...?») также ограничивают возможности собеседника и часто пробуждают желание возразить, высказать несогласие с психологом.
9. В работе с любой аудиторией необходимо знать и учитывать приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог с ней; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.
|