Эссе «Я – учитель»
Стать психологом тоже попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой,
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Школьный психолог – это психолог – практик, который умеет общаться с учителями и имеет профессиональный авторитет среди учащихся и их родителей. Мне близка и понятна школьная жизнь, я готова работать в «школьной текучке» с полной нагрузкой, заниматься многими психолого-педагогическими проблемами и стараюсь в совершенстве овладеть методами психодиагностической и психокоррекционной работы.
Основными задачами для меня как педагога-психолога выступают следующие: реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей детей; создание благоприятного для развития ребёнка психологического климата; оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам.
Основные педагогические принципы, которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности, – это:
- принцип гуманизма (личность ребенка - высшая ценность воспитания);
- принцип индивидуальности (учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности);
- принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (родителей и педагогов)
- принцип успешности (психологический климат и собственные успехи ребенка в деятельности).
Помните древнюю мудрость Сократа? Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. И я, как врач, без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей, лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Порою я, как мудрый судья, оказываюсь в центре конфликта и, сглаживая противоречия, взвешиваю добро и зло, действия и поступки.
Основная заповедь психолога – это клятва Гиппократа «Не навреди». А чтобы не навредить, психологу нужно самому постоянно повышать свою профессиональную компетентность, быть эрудированным, иметь терпение, выдержку, а самое главное - уметь любить, понимать и прощать.
21 век – это век развития новых технологий. Современный учитель должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки. Я же в своей профессиональной деятельности применяю широкие возможности ИКТ: использование компьютерной визуализации информации и технологии обработки текстовой информации; использование компьютерных версий психодиагностических методик, технологии обработки числовой информации, технологии обработки взаимосвязанных данных, психологических исследований в сети Интернет.
На мой взгляд, важными качествами личности педагога, в том числе и педагога-психолога, являются гуманизм, толерантность, активная жизненная позиция, педагогический такт и оптимизм. Современность учителя – это стремление быть в курсе событий, происходящих во всех сферах жизни и изучение, внедрение в работу положительных новинок современного мира. Учитель, не идущий в ногу со временем, не интересен ученикам. А чтобы заинтересовать детей, я использую в своей работе:
- игровые образовательные технологии: игровые ситуации и тренинги, дидактические игры;
- информационные: регулярно использую презентации, одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, анимация и видеофрагменты;
- здоровьесберегающие: интерактивное взаимодействие, кинезиологические упражнения, невербальное общение, релаксационные комплексы; психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая коррекция.
К сожалению, современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Мое предназначение как педагога-психолога – помочь детям найти внутреннюю гармонию и научить их взаимодействию с окружающими. Только гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный неповторимый жизненный путь.При необходимости провожу групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с учениками, имеющими развивающую направленность. Чаще всего это игровые упражнения, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии, песочная терапия, сказкотерапия, а также аудиальная психокорррекционная программа релаксации. Специально для таких занятий создала кабинет релаксации: разноцветные надувные кресла, мягкое свечение светодиодных ламп, тихая музыка – всё это располагает к более душевному общению с детьми.
Каждый класс младшего звена раз в неделю посещает кабинет релаксации. С ребятами средних и старших классов работаю индивидуально по графику.
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии детей. Песочная терапия помогает ребенку не только развивать таланты, но и справиться с негативными эмоциями, усмирять ярость, гнев, злость.
Занятия ребята посещают с удовольствием, и я стараюсь, чтобы каждый мой урок стал для них хоть небольшим открытием, чтобы им было комфортно, хорошо, спокойно в школе, в семье, с друзьями, словом, везде и всюду они чувствовали себя уверенными и защищенными.
Я твердо убеждена в том, что главное, в чем нуждаются дети, – это безусловная любовь, безопасное пространство и семья.
Постепенно я изучаю классы, психологическую атмосферу, статусы учеников и если нужно, провожу коррекцию во взаимодействии с классным руководителем и родителями. Меня радует, что дети доверяют мне, охотно идут на контакт, с удовольствием участвуют в организованных мною мероприятиях.
Ещё одно направление, работать в котором мне доставляет удовольствие, – элективный курс по СБО в коррекционных классах. Как известно, дети-инвалиды переживают состояние повышенного психического напряжения, связанного с возрастным кризисом и предъявлением новых требований к уровню их психической зрелости. Я, как психолог, должна помочь детям с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных компетенций, которые он сможет применить к условиям социальной среды. Мне приятно, что в нашей школе создана единая комфортная образовательная среда для детей, имеющих разные стартовые возможности. В результате таких занятий дети лучше адаптируются в социуме, чувствуют себя увереннее в общении с ровесниками и учителями.
Наш бешеный ритм жизни, появление все более совершенствованных технологий оставляют все меньше и меньше времени на семью, на детей. Сегодня родители большую часть своего времени посвящают работе, «добыванию» денег, и в итоге дети недополучают внимания со стороны родителей. Отсюда и вытекают проблемы в развитии, агрессивность, тревожность, замкнутость. На мой взгляд, в психологической помощи нуждаются и дети, и родители. Создание благоприятных условий для всестороннего развития личности – один из главных принципов моей работы. Без взаимодействия с родителями, считаю, работа несет поверхностный характер. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Поэтому я практикую не только прямые консультации, но также у родителей есть возможность связаться со мной по интернету. По мнению учёных, в сегодняшней ситуации сами родители обескуражены, т.к. наряду с детьми с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. Задача психолога в такой ситуации, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей.
К сожаленью, решить психологические проблемы только на занятиях, является недостаточным. Я использую любую возможность для решения возникших проблем: регулярно выступаю на родительских собраниях по различным актуальным темам, провожу психологические диагностики и социально-психологические тренинги общения.
Перечислю факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями: ожидание быстрого и лёгкого успеха, желание быстро найти лёгкие ответы на трудные вопросы. Моя задача внушить родителям, что воспитательный процесс – это дело не одного дня. Не раз и не два ребята по привычке будут наступать на одни и те же грабли, привычно реагировать так, как они привыкли. Но капля за каплей, одна беседа за другой, одно мероприятие за другим, привлечение в воспитательный процесс родителей и "лёд тронется». Позитивные изменения в поведении ребёнка обязательно начнутся, потому что психика ребёнка окончательно ещё не сформировалась. Он каждый день растёт, а вместе с ним меняется и его внутренний мир, его отношения к своему окружению.
Для меня важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя видели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, необходимо, чтобы ребёнок, родители и учителя не были «изолированы» друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная моя задача заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для её решения.
Школа напоминает мне муравейник: большой дружный дом, который находится в постоянном движении. В нашей школе – «муравейнике» жизнь бьет ключом, каждый по отдельности, и все вместе стремятся к успеху. Конечно, понятие «успех» у каждого свое. А для меня успех – это радостные лица обучающихся, их улыбки, веселый смех, удивленные глаза, довольные родители и умиротворенные коллеги.
Психологические занятия, проводимые мною, отличаются от занятий других специалистов. Эти занятия мы с детьми называем часом доверительного общения. Здесь мои ученики могут быть раскрепощенными, делиться своими впечатлениями, выплескивать свои эмоции. Главное, чтобы ребенок не был пассивным слушателем, а активным участником происходящего вокруг него. Мы искренне беседуем, учимся друг у друга любви, взаимопомощи, уважению, состраданию. Но чтобы каждый человек ощущал себя счастливым, нужно совсем немного: нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, создать ситуацию успеха, ведь в каждом из нас изначально заложено «Я – есть», «Я – хороший», «Я – могу». И я, как врач, но лечу душу, а не тело.
Курсы, семинары, уроки коллег, мастер-классы, педсоветы – это кирпичики фундамента моего успеха. Моими настольными книгами являются труды Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, М.М. и Н.В. Семаго, Д. Карнеги…
Работать педагогом-психологом – это призвание. Каждый день я решаю много детских проблем и очень хочу быть нужной и полезной. Я хочу помогать детям в разрешении их проблем, дарить им тепло. Мне хочется, чтобы наши дети не боялись жизненных проблем, а смело смотрели им в глаза и всегда стремились к успеху. Люблю детей, люблю свою профессию и верю, как говорил Оскар Уайльд, что «лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
Горжусь профессией своей
За то, что душу людям согреваю
За то, что я могу понять людей
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь.
Уходят пусть тревоги и заботы.
Кусочек сердца отдавать –
Такая у психолога работа.
|