Пояснительная записка
Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога-психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для выполнение требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.
Цель:
- Создание педагогических и социально-психологических условий, для успешного освоения стандартов обучения и сохранения здоровья обучающихся.
Задачи:
- Отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения;
- развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
- формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я- концепции» обучающихся, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Новизна психолого-педагогического опыта заключается в том, что в своем психологическом подходе я использую развивающие технологии, такие как:
- игровая технология;
- современные технологии: метод кейсов, проектная и исследовательская деятельность.
- здоровьесберегающие технологии: арт-терапия, музыкотерапия, цветотерапия.
- коррекционно-развивающие технологии;
- проектная и научно – практическая деятельность учащихся
- технология развивающего обучения;
- технология интерактивного обучения;
Основные направления работы (психолого-педагогического взаимодействия и сопровождения)
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
- Консультирование родителей, педагогов, учащихся
- Психологическая диагностика
- Коррекционно-развивающая деятельность
- Профилактическая деятельность
- Просветительская деятельность
- Методическая работа
Диагностика
Пришлось провести колоссальную работу по теоретическому анализу текста нового стандарта, всех его приложений и доработок; немногочисленной литературы, которая была выпущена и первого опыта экспериментального введения стандартов в различных интернет-источниках. На основе изученного был выделен предмет оценки достижения планируемых результатов нового стандарта и то, к чему должен стремиться весь образовательный процесс. В новом стандарте от привычных ЗУНов мы переходим к новому понятию – универсальные учебные действия. Это основа одного из главных умений, которому должна научить школа – умению учиться на протяжении всей жизни, адаптируясь к постоянно изменяющимся условиям социума.
После того как мы выделили виды УУД и их непосредственные составляющие, к каждому параметру стали подбирать необходимый диагностический инструментарий.
Родители
- Диагностика взаимоотношений «родитель-ребенок»; Психологическая готовность к школе; Первые проблемы подросткового возраста; Проблемы адаптации первоклассников и пятиклассников к обучению в школе.
Обучающиеся
- Адаптация1,5,10 классов; Диагностика духовно-нравственного воспитания школьников; Диагностика адаптации вновь прибывших учащихся; Диагностика познавательных процессов; Диагностика психоэмоционального состояния; Диагностика сформированности УУД 1,5 классов; Диагностика личностных УУД в соответствии ФГОС; Диагностика мотивации; Диагностика склонности к суициду; Диагностика межличностных отношений в коллективе Д. Морено; Диагностика внутрисемейных отношений; Диагностика тревожности, самооценки, саморегуляции во время подготовки к экзаменам;
Педагоги
- Диагностика психоэмоционального состояния педагогов; Диагностика определения удовлетворенности своим трудом; Личностные и профессиональные качества педагога; Психологический климат в коллективе; Методика самооценки эмоциональных состояний; Критерии готовности педагога к введению ФГОС
К каждому виду УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария. Не только тот, который непосредственно используется в мониторинге, но и возможные для использования диагностики. Такой подход к подбору методик позволяет делать выбор между ними, опираясь на цели конкретного мониторинга, возможностей проведения тестирования (индивидуального или группового), ответственного за проведения (учитель или педагог-психолог) и других условий. Диагностический блок позволил мне провести качественную и количественную оценку уровня развития УУД в течение двух лет в 1 и 2 классах. Таким образом, диагностический этап позволяет собрать блок документов: 1)план мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов; 2)четыре приложения к плану с диагностическим инструментарием; 3) специальный пакет методик для учителя, которые проводят непосредственно они (с четкой инструкцией, разработанными бланками, таблицами для отчета).
Коррекционно-развивающие программы для обучающихся
По итогам мониторинга набираются группы для коррекционно-развивающих занятий. По итогам занятий проводится повторный мониторинг для определения динамики развития
- Авторская программа по адаптации пятиклассников «Я – пятиклассник!»
- Тренинг личностного роста по авторской программе «Познай себя» (5,6 класс
- Авторская программа с детьми группы риска «Все грани успеха»
- Коррекционно-развивающие занятия по программе «Развитие познавательных процессов» (2-4 классы)
- Авторская программа по адаптации первоклассников «Я – первоклассник!»
- Программа укрепления психологического здоровья «Тропинка здоровья»
- Программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ» с элементами тренинга
- Коммуникативный тренинг для подростков «Мастерская общения» (7,8 классы)
Просвещение и профилактика
Профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся. В рамках профилактики ведется психолого-педагогическая работа по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых классов и при переходе обчающихся в среднее звено.
Обучающиеся
- Программа по половому воспитанию;
- Программа по профилактике жестокого обращения с детьми;
- Программа по профориентации «Мой выбор»;
- Тренинги, беседы при подготовке к экзаменам;
- Беседы, классные часы по профилактике ПАВ;
- Выступления детей с проектами на НПК;
- Создание буклетов, памяток;
- Публикация рекомендаций и советов на сайте школы и на стенде
Родители
- Публикация материалов на сайте школы, psycholog-school.ru. Создание буклетов и памяток.
- Выступления на общешкольных и родительских собраниях по проблемам обучения и воспитания;
- Тренинги с учащимися и их родителями;
- Лектории «Возрастные особенности», «Адаптация первоклассников и пятиклассников», «Проблемы подросткового возраста», «Взаимоотношения в семье»
Педагоги
- Выступления на педагогических советах «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива», семинарах «Психологическое сопровождения введения ФГОС», «Психологические аспекты внеурочной деятельности», консилиумах «Адаптация первоклассников и пятиклассников – результаты диагностики», «Здоровьесберегающие технологии психологического здоровья»;
- Тренинг «Эмоциональное состояние и психологическое здоровье педагогов»;
- Мастер-класс «Ситуация успеха»;
- Публикация материалов на сайте школы. Создание буклетов и памяток.
Консультирование
В течение года проводятся консультации с родителями, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития.
Обучающиеся:
- Групповые и индивидуальные консультации на тему, «Выход из конфликтных ситуаций», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Взаимоотношения в семье», «Тренировка памяти и внимания», «Самооценка и уверенность в себе», «Тревожность», «Первая любовь», «Выбор профессии», «Подготовка к ЕГЭ»
Педагоги:
- Общение родителей с подростками», «Подростковый кризис», «Мотивация учения младших подростков», «Оценка в жизни ребенка», «Интерес к учебе», «Нежелание ребенка идти в школу», «Конфликтные ситуации», «Общение с одноклассниками».
Родители:
- «Благоприятная атмосфера на уроке», «Успешная адаптация школьников», «Интерес к учебе», «Возрастные особенности подростков», «Уменьшение тревожности, агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте», «Способы хорошего настроения».
Формы и методы работы:
- Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации.
- Метод взаимной групповой оценки.
- Методы тестирования и анкетирования.
- Индивидуальные и групповые консультации психолога
- Дискуссии, беседы, классные часы, групповая работа, интерактивные лекции;
- Проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов
- Профориентационные игры
Результаты педагогического опыта
Эффективность моей работы дает положительную динамику, что видно из следующих результатов:
1. Высокий уровень мотивации учения первоклассников (по методике В. М. Чирковой):
2. Высокий уровень мотивации пятиклассников (по методике Н.Г. Лускановой)
3. Высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью показали обучающиеся(по А. А. Андрееву), родители (по Е.Н. Степанову), педагоги (методика В.И. Андреева)
Проблемы, с которыми я встретилась в процессе работы:
- Недостаточная профессиональная компетентность в деятельности по разработке разделов ООП.
- Недостаточная профессиональная компетентность в деятельности по разработке разделов ООП и локальных актов школы
- Низкая заинтересованность педагогов в информации, полученной в ходе мониторинга УУД.
- Деятельность педагога-психолога в составе рабочей группы по разработке ООП ООО требует максимальной включенности, в ущерб другим важным направлениям
Мне удалось обобщить опыт работы на семинарах районного методического объединения педагогов-психологов Боханского района.
|