Воскресенье, 19.05.2024, 07:21
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 


  

Пояснительная записка

Новый Федеральный государственный стандарт строится на мощной психолого-педагогической составляющей образовательного процесса, и предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников. Введение стандарта существенно повысило роль педагога-психолога в обеспечении его реализации. Можно отметить тот факт, что стандарт при всей его неоднозначности внес конкретику в деятельность и место педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Если раннее работа психолога строилась не всегда системно, а зачастую и вовсе хаотично, то сейчас, работая по новому стандарту, для выполнение требований он в любом случае выстроит для себя определенную систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Цель:

  • Создание педагогических и социально-психологических условий, для успешного освоения стандартов обучения и сохранения здоровья обучающихся.

Задачи:

  • Отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психического развития в процессе школьного обучения;
  • развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
  • формировать устойчивую учебную мотивацию на фоне позитивной «Я- концепции» обучающихся, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.

Новизна психолого-педагогического опыта заключается в том, что в своем психологическом подходе я использую развивающие технологии, такие как:

  • игровая технология;
  • современные технологии: метод кейсов, проектная и исследовательская деятельность.
  • здоровьесберегающие технологии: арт-терапия, музыкотерапия, цветотерапия.
  • коррекционно-развивающие технологии;
  • проектная и научно – практическая деятельность учащихся
  • технология развивающего  обучения;
  • технология интерактивного обучения;

 

Основные направления работы (психолого-педагогического взаимодействия и сопровождения)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Консультирование родителей, педагогов, учащихся
  • Психологическая диагностика
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Профилактическая деятельность
  • Просветительская деятельность
  • Методическая работа

Диагностика

Пришлось провести колоссальную работу по теоретическому анализу текста нового стандарта, всех его приложений и доработок; немногочисленной литературы, которая была выпущена и первого опыта экспериментального введения стандартов в различных интернет-источниках. На основе изученного был выделен предмет оценки достижения планируемых результатов нового стандарта и то, к чему должен стремиться весь образовательный процесс. В новом стандарте от привычных ЗУНов мы переходим к новому понятию – универсальные учебные действия. Это основа одного из главных умений, которому должна научить школа – умению учиться на протяжении всей жизни, адаптируясь к постоянно изменяющимся условиям социума.

После того как мы выделили виды УУД и их непосредственные составляющие, к каждому параметру стали подбирать необходимый диагностический инструментарий.

Родители

  • Диагностика взаимоотношений «родитель-ребенок»; Психологическая готовность к школе; Первые проблемы подросткового возраста; Проблемы адаптации первоклассников и пятиклассников к обучению в школе.

Обучающиеся

  • Адаптация1,5,10 классов;  Диагностика духовно-нравственного воспитания школьников; Диагностика  адаптации вновь прибывших учащихся; Диагностика познавательных процессов; Диагностика психоэмоционального состояния; Диагностика сформированности УУД 1,5 классов; Диагностика личностных УУД в соответствии ФГОС; Диагностика мотивации; Диагностика склонности к суициду; Диагностика межличностных отношений в коллективе Д. Морено; Диагностика внутрисемейных отношений; Диагностика тревожности, самооценки, саморегуляции во время подготовки к экзаменам;

Педагоги

  • Диагностика психоэмоционального состояния педагогов; Диагностика определения удовлетворенности своим трудом; Личностные и профессиональные качества педагога; Психологический климат в коллективе; Методика самооценки эмоциональных состояний; Критерии готовности педагога к введению ФГОС

К каждому виду УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария. Не только тот, который непосредственно используется в мониторинге, но и возможные для использования диагностики. Такой подход к подбору методик позволяет делать выбор между ними, опираясь на цели конкретного мониторинга, возможностей проведения тестирования (индивидуального или группового), ответственного за проведения (учитель или педагог-психолог) и других условий. Диагностический блок позволил мне провести качественную и количественную оценку уровня развития УУД в течение двух лет в 1 и 2 классах. Таким образом, диагностический этап позволяет собрать блок документов: 1)план мониторинга оценки сформированности личностных и метапредметных результатов; 2)четыре приложения к плану с диагностическим инструментарием; 3) специальный пакет методик для учителя, которые проводят непосредственно они (с четкой инструкцией, разработанными бланками, таблицами для отчета).

Коррекционно-развивающие программы для обучающихся

По итогам мониторинга  набираются группы для коррекционно-развивающих занятий. По итогам занятий проводится повторный мониторинг для определения динамики развития

  • Авторская программа по адаптации пятиклассников «Я – пятиклассник!»
  • Тренинг личностного роста по авторской программе «Познай себя» (5,6 класс
  • Авторская программа с детьми группы риска «Все грани успеха»
  • Коррекционно-развивающие занятия по программе «Развитие познавательных процессов» (2-4 классы)
  • Авторская программа по адаптации первоклассников «Я – первоклассник!»
  • Программа укрепления психологического здоровья «Тропинка здоровья»
  • Программа «Психологическая подготовка к ЕГЭ» с элементами тренинга
  • Коммуникативный тренинг для подростков «Мастерская общения»  (7,8 классы)

Просвещение и профилактика

Профилактическая работа ведется с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся. В рамках профилактики ведется психолого-педагогическая работа по обеспечению процесса адаптации обучающихся первых классов и при переходе обчающихся в среднее звено.

Обучающиеся

  • Программа по половому воспитанию;
  • Программа по профилактике жестокого обращения с детьми;
  • Программа по профориентации «Мой выбор»;
  • Тренинги, беседы при подготовке к экзаменам;
  • Беседы, классные часы по профилактике ПАВ;
  • Выступления детей с проектами на НПК;
  • Создание буклетов, памяток;
  • Публикация рекомендаций и советов на сайте школы и на стенде

Родители

  • Публикация материалов на сайте школы, psycholog-school.ru. Создание буклетов и памяток.
  • Выступления на общешкольных и родительских собраниях по проблемам обучения и воспитания;
  • Тренинги с учащимися и их родителями;
  • Лектории «Возрастные особенности», «Адаптация первоклассников и пятиклассников», «Проблемы подросткового возраста», «Взаимоотношения в семье»

Педагоги

  • Выступления на педагогических советах «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива», семинарах «Психологическое сопровождения введения ФГОС», «Психологические аспекты внеурочной деятельности», консилиумах «Адаптация первоклассников и пятиклассников – результаты диагностики», «Здоровьесберегающие технологии психологического здоровья»;
  • Тренинг «Эмоциональное состояние и психологическое здоровье педагогов»;
  • Мастер-класс «Ситуация успеха»;
  • Публикация материалов на сайте школы. Создание буклетов и памяток.

 

Консультирование

В течение года проводятся консультации с родителями, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с разъяснением результатов мониторинга и рекомендациями для их развития.

Обучающиеся:

  • Групповые и индивидуальные консультации на тему, «Выход из конфликтных ситуаций», «Взаимоотношения с одноклассниками», «Взаимоотношения в семье», «Тренировка памяти и внимания», «Самооценка и уверенность в себе», «Тревожность», «Первая любовь», «Выбор профессии», «Подготовка к ЕГЭ»

Педагоги:

  • Общение родителей с подростками», «Подростковый кризис», «Мотивация учения младших подростков», «Оценка в жизни ребенка», «Интерес к учебе», «Нежелание ребенка идти в школу»,  «Конфликтные ситуации», «Общение с одноклассниками».

Родители:

  • «Благоприятная атмосфера на уроке», «Успешная адаптация школьников», «Интерес к учебе», «Возрастные особенности подростков»,  «Уменьшение тревожности, агрессивности и конфликтности в подростковом возрасте», «Способы хорошего настроения».

Формы и методы работы:

  • Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации.
  • Метод взаимной групповой оценки.
  • Методы тестирования и анкетирования.
  • Индивидуальные и групповые консультации психолога
  • Дискуссии, беседы, классные часы, групповая работа, интерактивные лекции;
  • Проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов
  • Профориентационные игры

Результаты педагогического опыта

Эффективность моей работы дает положительную динамику, что видно из следующих результатов:

1. Высокий уровень мотивации учения первоклассников (по методике  В. М. Чирковой):

2.  Высокий уровень мотивации пятиклассников (по методике Н.Г. Лускановой)

3. Высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью показали обучающиеся(по А. А. Андрееву), родители (по Е.Н. Степанову), педагоги (методика В.И. Андреева)

Проблемы, с которыми я встретилась в процессе работы:

  • Недостаточная профессиональная компетентность в деятельности по разработке разделов ООП.
  • Недостаточная профессиональная компетентность в деятельности по разработке разделов ООП и локальных актов школы
  • Низкая заинтересованность педагогов в информации, полученной в ходе мониторинга УУД.
  • Деятельность педагога-психолога в составе рабочей группы по разработке ООП ООО требует максимальной включенности, в ущерб другим важным направлениям

Мне удалось обобщить опыт работы на семинарах районного методического объединения педагогов-психологов Боханского района.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz