I этап (5 класс)
Переход обучающегося на новую ступень образования
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов» Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся.
Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Диагностический минимум по адаптации ⇒ Углубленная диагностика ⇒ Консилиум ⇒ Коррекционно-развивающая работа по адаптации ⇒ Консилиум
В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. Программы: «Первый раз в пятый класс», «Познай себя, «Азбука общения», «Сила мысли». «Я – пятиклассник»
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.
II этап.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 6-8 классов
Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе ⇒ Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами ⇒
Корр.-развивающая работа по формированию УУД ⇒ Итоговый консилиум
Наиболее продуктивной может быть развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внедрения ФГОС ООО (1 час в неделю в сетке часов во II половине дня). Программы «Познай себя», «Азбука общения», «Сила мысли», «Твой выбор».
III этап.
Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД обучающихся 9-х классов
В рамках этого этапа предполагается:
Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута ⇒ Проведение профильных элективных курсов ⇒ Диагностика сформированности УУД соответствующих требованиям ФГОС ООО ⇒ Консилиум по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута
1.Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
2.Проведение профильных элективных курсов;
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
4.Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
5.Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений. Программа « Твой выбор»
|