ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, а выбор форм и методов работы.
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деяельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанны должно быть подчинено поставленной цели, то есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
-мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;
содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (Служба здоровья, психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления деятельности педагога-психолога:
- работа с учащимися;
- работа с педагогическим коллективом школы;
- работа с администрацией школы;
- работа с родителями учащихся.
Выделение работы с администрацией школы в отдельное направление работы обусловлено задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования, решение которых требует не только развития личности учащегося, но и развития личности педагога как участника образовательного процесса и носителя ценностных отношений, являющихся содержанием воспитания. Чтобы эта социальная цель приобрела для учителя личностный смысл, придала значимость ценностному отношению к развитию личности каждого ребенка, необходимо, чтобы учитель владел информацией о возможностях и способностях каждого ребенка, в то же время очень важно, чтобы эта информация была востребована учителем. Педагог-психолог, владеющий этой информацией, становится активным соучастником организации педагогической деятельности учителя в тесном сотрудничестве с администрацией школы. В таком случае очень важно, с какой позиции осуществляется управление педагогической деятельностью административным звеном школы: с позиции авторитарного управления, ведущего к внешне благополучному функционированию школы, ориентированной на количественные показатели знаний, умений и навыков, выраженных в отметках, или с позиции развития самоуправления в педагогическом коллективе, ведущего к развитию личности ученика и учителя. Следует отметить, что эффективность всей деятельности психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.
1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (постоянно действующий семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.), которые должны быть практико-ориентированными.
Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детьми с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми, детьми - представителями различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Введение ФГОС общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития и обученности ребенка.
Одновременно возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.
2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированное универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.
Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-пёдагогического сопровождения образовательного процесса. Следует отметить, что только позиция сотрудничества и взаимодействия позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Осуществление этих программ станет личностно значимым для педагогов, так как они будут видеть результаты своей педагогической деятельности по развитию личности школьников, а не только процентные показатели успеваемости.
Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для его реализации.
3. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории. Особенности коррекционной работы (в том числе психологический аспект) должны быть отражены в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе № 8 «Программа коррекционной работы».
Программа должна обеспечивать:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
реализацию комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса;
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
4. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС.
Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности и включает в себя обязательные элементы:
анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:
Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;
Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
-Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы с обучающими с имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе' комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;
- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельное специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспита тельного процесса.
Приоритетными видами работы в условиях введения основных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.
Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.
Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ЦЕЛЬЮ
РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
Планирование деятельности должно строиться как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования в период модернизации, гак и учитывать особенности конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой общеобразовательного учреждения психологическое сопровождение должно осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей возрастных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе проведения мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.
Необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психологическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Качественно проведенный анализ, позволит более четко спланировать деятельность и повысить качество предлагаемых образовательным учреждением услуг.
Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
4. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования. В настоящее время разработан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785). В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»: обязательное введение ФГОС второго поколения в 1 классах во всех образовательных учреждениях РФ начинается с 2011-2012 учебного года, на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года.
Задачи начального образования:
обеспечение готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования;
развитие ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, информационной, рефлексивной) учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня;
совершенствование профессиональных умений в реализации системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий;
обновление и расширение психологических знаний учителей начальных классов по возрастной психологии;
совершенствование профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;
совершенствование профессиональных умений в области проектирования и проведения современного урока в начальной школе, ориентированного на развитие личности младшего школьника, формирование универсальных учебных действий, реализация системно-деятельностного подхода;
совершенствование системы мониторинга качества образования в начальной школе.
Большое значение в смене акцентов психологического сопровождения, а следовательно, и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формировать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
При планировании и составлении циклограммы деятельности педагога-психолога необходимо также руководствоваться положениями инструктивного письма от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», которое предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в
методцческих объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
Работа с родителями обучающихся, показавших низкий уровень адаптации, ведется в рамках ПМПк
Занятия проводятся на основе программ и анализа результатов изучения адаптации обучающихся к школе .Учителя начальных классов. Занятия проводятся на основе предложенных тем. На занятия могут быть приглашены не только учителя 1 классов, но и педагоги всей начальной школы
2. Диагностика знаний возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста, психологических требований к уроку
Возможно в рамках реализации постоянно действующего семинара для педагогов в процессе ознакомления с темой «Профилактика эмоционального выгорания педагогов как обязательный элемент повышения эффективности образовательного процесса»
При реализации психологического сопровождения обязательными являются следующие мероприятия (их необходимо отразить в планировании):
- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоционального состояния обучающихся, психологического климата в классном коллективе;
при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;
проведение адаптационных мероприятий с обучающимися 5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важнейшим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Особое внимание необходимо уделить психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекци-онных) классов VII вида: осуществлять систематическую диагностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повышать психологическую компетентность педагога и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживать эффективность обучения детей по программе. Вся работа с данной категорией детей должна осуществляться через организацию деятельности психолого-медико-педагогиЧ,еского консилиума с обязательной разработкой программы индивидуального сопровождения, которая реализуется учителем и всеми необходимыми специалистами сопровождения:
психологическое сопровождение одаренных детей. Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одаренности, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать следующие задачи: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки;4 охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей;
психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, профессиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающихся 7-11 классов. Например, для лицея возможны следующие направления: в*ыбор лицейского профиля обучающимися будущих 8 классов; профессиональная ориентация обучающихся 9 классов; психологическое сопровождение профильного обучения обучающихся 10-11 классов);
психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами;
сопровождение педагогов в аттестационный период. Педагог-психолог участвует не только в заседании школьной аттестационной комиссии, но и принимает участие в исследовании результатов деятельности учителя. По запросу аттестующегося учителя оказывает психологическую помощь по профилактике стрессов, возникающих в период прохождения аттестации;
профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (Детский телефон доверия и т. д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.
Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (родителей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При предоставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен держать в тайне сообщаемую ему личную информацию; использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.
В планировании также отражаются мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое со-рровождение экспериментальной деятельности и т. д.).
Взаимодействие педагога-психолога (психологической службы) с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
Проектирование и конструирование социальной срйды развития обучающихся в системе образования и построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся невозможно осуществить без комплексного подхода. Качество образования и сохранение единства образовательного пространства напрямую зависит от продуманного взаимодействия, нацеленного на конкретный результат. Новый стандарт подчеркивает значительную психологическую составляющую всего процесса обучения.
на уровне образовательного учреждения: в первую очередь С родителями (законными представителями) ребенка и классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом, администрацией школы, методической службой и методическими объединениями. Психолог является членом психолого-медико-педагогического консилиума, Совета профилактики, Службы здоровья, аттестационной и конфликтной комиссий образовательного учреждения;
на муниципальном уровне: со специалистами управления образования Администрации города,