Воскресенье, 19.05.2024, 08:41
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Федеральным государственным образовательным стандар­том второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к на­чальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на дан­ной ступени общего образования, с использованием в образова­тельном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, а выбор форм и методов работы.

В основе психологического сопровождения образовательно­го процесса заложены следующие принципы:

- принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деяельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанны должно быть подчинено поставленной цели, то есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его след­ствие;

  • принцип своевременности - любое психологическое воз­действие должно быть проведено вовремя и в наиболее благо­приятных для его высокой эффективности условиях;
  • принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;
  • принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому спо­собствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоя­тельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
  • принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
  • принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получе­ния психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Целью психологического сопровождения является содейст­вие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологиче­ские условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

-  психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных про­блем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гар­монизации социально-психологического климата в образова­тельных учреждениях;

-мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьно­го обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

  • содействие реализации (выполнению) требований феде­рального государственного образовательного стандарта к лич­ностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основно­го общего образования;
  • разработка и внедрение психологических программ и про­ектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных яв­лений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нару­шений в поведении, задержек и отклонений в развитии обуча­ющихся, воспитанников;
  • содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, со­циальную компетентность, толерантность, способность к само­стоятельному усвоению новых знаний и умений, включая орга­низацию этого процесса;

-  содействие педагогическим работникам, родителям (за­конным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

  • участие в комплексной психолого-педагогической экспер­тизе профессиональной деятельности специалистов образова­тельных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе ор­ганов управления образованием или отдельных образователь­ных учреждений;
  • распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  • взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (Служба здоровья, психолого-медико-педагогиче­ский консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательны­ми учреждениями, учреждениями и организациями здравоохра­нения и социальной защиты населения.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

-   работа с учащимися;

-   работа с педагогическим коллективом школы;

-   работа с администрацией школы;

-   работа с родителями учащихся.

Выделение работы с администрацией школы в отдельное на­правление работы обусловлено задачами психолого-педагогиче­ского сопровождения обучающихся в процессе образования, решение которых требует не только развития личности учаще­гося, но и развития личности педагога как участника образова­тельного процесса и носителя ценностных отношений, явля­ющихся содержанием воспитания. Чтобы эта социальная цель приобрела для учителя личностный смысл, придала значимость ценностному отношению к развитию личности каждого ребенка, необходимо, чтобы учитель владел информацией о возможностях и способностях каждого ребенка, в то же время очень важно, что­бы эта информация была востребована учителем. Педагог-психолог, владеющий этой информацией, становится активным соучастником организации педагогической деятельности учите­ля в тесном сотрудничестве с администрацией школы. В таком случае очень важно, с какой позиции осуществляется управле­ние педагогической деятельностью административным звеном школы: с позиции авторитарного управления, ведущего к внеш­не благополучному функционированию школы, ориентирован­ной на количественные показатели знаний, умений и навыков, выраженных в отметках, или с позиции развития самоуправле­ния в педагогическом коллективе, ведущего к развитию лично­сти ученика и учителя. Следует отметить, что эффективность всей деятельности психолога в системе психолого-педагогиче­ского сопровождения развития учащихся в процессе образова­ния будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых пси­хологической и методической службами школы.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС позволят повысить эффективность психолого-педагоги­ческого сопровождения процесса в частности и улучшить каче­ство образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образователь­ного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплекс­ной технологией решения задач обучения, воспитания и социа­лизации обучающихся.

1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирова­ния и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

Просвещение осуществляется педагогом-психологом совме­стно с администрацией (заместителями директора) и другими специалистами (социальным педагогом, учителем-логопедом, медицинским работником) через различные формы работы (по­стоянно действующий семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, семинар, круглый стол и т. д.), которые должны быть практико-ориентированными.

Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными ка­тегориями детей (детьми с особыми образовательными потребно­стями, одаренными детьми, детьми - представителями различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с раз­личными типами норм развития: среднестатистической, социо­культурной, индивидуально-личностной. Введение ФГОС обще­го образования требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современ­ной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками ди­агностики психического развития и обученности ребенка.

Одновременно возрастает роль и ответственность семьи (ро­дителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное уча­стие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педа­гогическую и психологическую культуру.

2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сфор­мированное универсальных учебных действий ребенка с це­лью проектирования индивидуального образовательного мар­шрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.

  Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогиче­ской диагностики и, следовательно, предполагает построение системы психолого-пёдагогического сопровождения образова­тельного процесса. Следует отметить, что только позиция со­трудничества и взаимодействия позволит совместно разработать образовательные программы для каждого ребенка. Осуществле­ние этих программ станет личностно значимым для педагогов, так как они будут видеть результаты своей педагогической дея­тельности по развитию личности школьников, а не только про­центные показатели успеваемости.

  Планирование индивидуального маршрута развития ребенка - это комплексная работа специалистов школы и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивиду­альных и возрастных особенностей, а также организация усло­вий для его реализации.

3. Реализация комплексного индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образователь­ными потребностями с учетом состояния здоровья и особенно­стей психофизического развития (в соответствии с рекоменда­циями психолого-медико-педагогической комиссии).

Коррекционно-развивающая работа должна быть направ­лена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление труд­ностей в освоении основной образовательной программы основ­ного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории. Особенности коррекционной работы (в том числе психологический аспект) должны быть отражены в основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в разделе № 8 «Программа коррекционной работы».

Программа должна обеспечивать:

- выявление и удовлетворение особых образовательных по­требностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

  • реализацию комплексного индивидуально-ориентирован­ного психолого-медико-педагогического сопровождения в усло­виях образовательного процесса;
  • создание специальных условий воспитания, обучения де­тей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использова­ние специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участни­ками образовательного процесса, специальных учебных и ди­дактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагруз­ки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных заня­тий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказыва­ющего необходимую техническую помощь.

4. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирование основной образовательной программы (пси­хологический аспект) с учетом требований ФГОС.

Проектирование осуществляется совместно с администра­цией и педагогами на основе результатов экспертной дея­тельности и включает в себя обязательные элементы:

  • анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологиче­ским возможностям и уровню развития;
  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;
  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников;
  • приведение этих создаваемых условий в систему постоян­ной работы, дающую максимальный результат.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

  • Психологическое просвещение (и образование) - форми­рование у обучающихся и их родителей (законных представите­лей), педагогических работников и руководителей общеобразо­вательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в ста­новлении личности;
  • Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания пе­дагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влия­ющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здо­ровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций пе­дагогическим работникам, родителям (законным представите­лям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
  • -Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в про­цессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопреде­лении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) — организация работы с обучающими с имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс фор­мирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе' комплексного взаимодейст­вия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопеда­ми, врачами, социальными педагогами; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограничен­ными возможностями здоровья, преодоление трудностей в осво­ении основной образовательной программы основного общего образования;

   - Консультирование (индивидуальное и групповое) - по­мощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенно­стей; содействие сознательному и активному присвоению ново­го социального опыта; помощь в формировании новых устано­вок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлич­ностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельное специалистов образовательного учреждения; оценка альтернативных решений и выделение наи­более предпочтительных вариантов организации учебно-воспита тельного процесса.

Приоритетными видами работы в условиях введения основ­ных положений федерального государственного стандарта при организации сопровождения становятся просвещение, диагно­стика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.

Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориенти­рованного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволя­ющими решать актуальные задачи развития и воспитания ре­бенка, его обучения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психо­логический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с эле­ментами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая ди­агностика), неделя психологии, психологический (интеллекту­альный) марафон, социальный (учебный) проект.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ЦЕЛЬЮ

РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Планирование деятельности должно строиться как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образо­вания в период модернизации, гак и учитывать особенности конкретного учебного заведения. В тесном взаимодействии с методической службой общеобразовательного учреждения психологическое сопровождение должно осуществляться как по традиционным направлениям с учетом особенностей возрас­тных этапов, так и по тем, которые оказались проблемными в ходе проведения мониторинга среды и анализа деятельности за прошедший учебный год.

Необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопро­вождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но вы­ступает как комплексная технология, особая культура поддерж­ки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психологическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Качественно проведенный анализ, позволит более четко спланировать дея­тельность и повысить качество предлагаемых образовательным учреждением услуг.

Задачи психологического сопровождения на разных сту­пенях образования различны:

  1. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррек­ция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
  2. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтере­сованности школьников в учебной деятельности, развитие по­знавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «уме­ния учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
  3. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в ре­шении задач личностного и ценностно-смыслового самоопреде­ления и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, про­филактика девиантного поведения, наркозависимости.

4.       Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной пер­спективы, способности к целеполаганию, развитие психосоци­альной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается и вводится в действие по­этапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования. В настоящее время раз­работан и утвержден ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785). В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации в части изменения понятия и структуры го­сударственного образовательного стандарта»: обязательное введение ФГОС второго поколения в 1 классах во всех образо­вательных учреждениях РФ начинается с 2011-2012 учебного года, на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образова­ния с 2020-2021 учебного года.

Задачи начального образования:

  • обеспечение готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС начального общего образования;
  • развитие ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, информационной, рефлексивной) учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня;
  • совершенствование профессиональных умений в реализа­ции системно-деятельностного подхода, современных образова­тельных технологий;
  • обновление и расширение психологических знаний учите­лей начальных классов по возрастной психологии;
  • совершенствование профессиональных умений педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;

совершенствование профессиональных умений в области проектирования и проведения современного урока в начальной школе, ориентированного на развитие личности младшего школь­ника, формирование универсальных учебных действий, реали­зация системно-деятельностного подхода;

  • совершенствование системы мониторинга качества образо­вания в начальной школе.

Большое значение в смене акцентов психологического со­провождения, а следовательно, и в планировании деятельности, имеет необходимость в соответствии со стандартами формиро­вать у обучающих не знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерант­ность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

При планировании и составлении циклограммы деятельно­сти педагога-психолога необходимо также руководствоваться положениями инструктивного письма от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования Российской Федерации «Об исполь­зовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», которое предлагается для руководства в организа­ции деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов. Руководителям государственных и му­ниципальных образовательных учреждений следует руковод­ствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образова­тельных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

  • на индивидуальную и групповую профилактическую, диаг­ностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитан­никами, на экспертную, консультационную работу с педагогиче­скими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образова­тельном учреждении; на участие в психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме образовательного учреждения педагог-пси­холог затрачивает 18 часов в неделю;
  • остальное время в пределах установленной педагогу-пси­хологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащи­мися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полу­ченных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обуча­ющихся, воспитанников; организационно-методическую дея­тельность (повышение личной профессиональной квалифика­ции, самообразование, супервизорство, участие в
  • методцческих объединениях практических психологов, заполнение аналитиче­ской и отчетной документации и др.).

Работа с родителями обу­чающихся, показавших низкий уровень адапта­ции, ведется в рамках ПМПк

Занятия проводятся на основе программ и анализа результатов изучения адаптации обу­чающихся к школе .Учителя начальных классов. Занятия проводятся на основе предложенных тем. На занятия могут быть приглашены не только учителя 1 клас­сов, но и педагоги всей начальной школы

2. Диагностика знаний возрастных

особенностей детей младшего школьного возраста, психологических тре­бований к уроку

Возможно в рамках реа­лизации постоянно дей­ствующего семинара для педагогов в процессе ознакомления с темой «Профилактика эмоцио­нального выгорания педа­гогов как обязательный элемент повышения эф­фективности образова­тельного процесса»

При реализации психологического сопровождения обяза­тельными являются следующие мероприятия (их необходимо отразить в планировании):

- в каждой параллели ежегодное изучение психоэмоциональ­ного состояния обучающихся, психологического климата  в классном коллективе;

  • при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено (4-5 класс) и из среднего звена в старшую школу (10 класс) проведение диагностического минимума по изучению адаптации к новым условиям обучения;
  • проведение адаптационных мероприятий с обучающи­мися 5,10 классов, в том числе индивидуальной и/или групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в адаптации;
  • коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе с детьми-инвалидами. В Концепции модернизации российско­го образования отмечается, что «дети с ограниченными возмож­ностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Важней­шим условием эффективности интеграции является наличие грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивиду­альных программ обучения и коррекции, такую важную состав­ляющую, как работа со средой (социальным окружением), в ко­торую интегрируется ребенок. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Особое внимание необходимо уделить психологической коррекции и развитию обучающихся специальных (коррекци-онных) классов VII вида: осуществлять систематическую диаг­ностику их развития, проводить групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, повы­шать психологическую компетентность педагога и родителей по вопросам развития детей, сохранения и укрепления здоровья, отслеживать эффективность обучения детей по программе. Вся работа с данной категорией детей должна осуществляться через организацию деятельности психолого-медико-педагогиЧ,еского консилиума с обязательной разработкой программы индивиду­ального сопровождения, которая реализуется учителем и всеми необходимыми специалистами сопровождения:

  • психологическое сопровождение одаренных детей. Для сохранения психического и физического здоровья одаренных обучающихся, развития их одаренности, педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом необходимо решать следующие задачи: разработка индивидуальных образователь­ных маршрутов; формирование адекватной самооценки;4 охрана и укрепление физического и психологического здоровья; про­филактика неврозов; предупреждение изоляции одаренных де­тей в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей;
  • психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • психологическое сопровождение предпрофильной под­готовки и профильного обучения старшеклассников, профес­сиональная ориентация обучающихся (с учетом особенности школы по этим вопросам возможно сопровождение обучающих­ся 7-11 классов. Например, для лицея возможны следующие на­правления: в*ыбор лицейского профиля обучающимися будущих 8 классов; профессиональная ориентация обучающихся 9 клас­сов; психологическое сопровождение профильного обучения обучающихся 10-11 классов);
  • психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветитель­ские мероприятия с родителями и педагогами;
  • сопровождение педагогов в аттестационный период. Педагог-психолог участвует не только в заседании школьной аттестационной комиссии, но и принимает участие в исследова­нии результатов деятельности учителя. По запросу аттестующе­гося учителя оказывает психологическую помощь по профилак­тике стрессов, возникающих в период прохождения аттестации;
  • профилактические мероприятия с родителями и педа­гогами по преодолению конфликтных ситуаций в образова­тельной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений;
  • размещение стендовой информации по вопросам психо­логии и оказания психологической помощи различными орга­низациями (Детский телефон доверия и т. д.) для обучающихся, педагогов и родителей;
  • проведение организационно-методической работы, ана­лиза результативности и эффективности психологического сопровождения.

Необходимо помнить, что любая деятельность, осуществ­ляемая с обучающимися в образовательном учреждении, должна освещаться на мероприятиях для заинтересованных лиц (роди­телей и педагогов) в индивидуальной или групповой форме с учетом сохранения конфиденциальности информации. При пре­доставлении информации, наряду с этическими принципами и нормами, профессиональным кодексом, психолог должен дер­жать в тайне сообщаемую ему личную информацию; использо­вать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участ­ников образовательного процесса; предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от про­должения работы на любом ее этапе.

В планировании также отражаются мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкрет­ного общеобразовательного учреждения (психологическое со-рровождение экспериментальной деятельности и т. д.).

Взаимодействие педагога-психолога (психологической службы) с педагогическим коллективом и другими службами школы в процессе психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса

Проектирование и конструирование социальной срйды раз­вития обучающихся в системе образования и построение обра­зовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающих­ся невозможно осуществить без комплексного подхода. Качест­во образования и сохранение единства образовательного про­странства напрямую зависит от продуманного взаимодействия, нацеленного на конкретный результат. Новый стандарт подчер­кивает значительную психологическую составляющую всего процесса обучения.

Педагог-психолог, осуществляя сопровождение, взаимодей­ствует

  • на уровне образовательного учреждения: в первую очередь С родителями (законными представителями) ребенка и классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педаго­гом, администрацией школы, методической службой и методи­ческими объединениями. Психолог является членом психолого-медико-педагогического консилиума, Совета профилактики, Службы здоровья, аттестационной и конфликтной комиссий об­разовательного учреждения;
  • на муниципальном уровне: со специалистами управления образования Администрации города, 
  • методистами н
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz