- соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам начального образования в период введения стандартов второго поколения;
- достижение результатов программы через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют педагогам получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал. В свою очередь это станет фундаментом к реализации педагогом системно-деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности, лежащих в основе новых стандартов образования.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Так реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детьми с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми, детьми - представителями различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Введение федеральных образовательных стандартов общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития и обученности ребенка.
Реализовать требования к результату освоения программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без изменения позиции педагога по отношению к учебному процессу, и переход к компетентностному подходу при обучении и воспитании выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.
Необходимо отметить, что личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформи-рованность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Поэтому выделение работы с педагогами в отдельное направление работы обусловлено задачей психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе образования, решение которой требует не только развития личности учащегося, но и развития личности педагога как участника образовательного процесса и носителя ценностных отношений, являющихся содержанием воспитания. Чтобы эта социальная цель приобрела для учителя личностный смысл, придала значимость ценностному отношению к развитию личности каждого ребенка, необходимо, чтобы учитель владел информацией о возможностях и способностях не только каждого ребенка, а и себя самого, так как познание другого человека начинается с самопознания.
В условиях принципиальных изменений в понимании целей и задач обучения, в организации процесса обучения, в формах организации деятельности детей основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками диагностики психического развития ребенка и уровня овладения им знаниями. В ближайшем будущем при контроле системы работы учителя, школы, региона будут оцениваться успешность формирований у детей культуры саморазвития и уровень достижения ими личностных, метапредметных и предметных результатов, а не знания, умения и навыки.
Обеспечение готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования, развитие их ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, информационной, рефлексивной), совершенствование профессиональных умений в реализации системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий являются первоочередными задачами начального образования на учебный год. Без обновления и расширения психологических знаний учителей начальных классов по возрастной психологии, организации и проведению современного личностно ориентированного урока с учетом результатов мониторинга формирования универсальных учебных действий невозможно ни формирование индивидуальных траекторий развития младших школьников, ни получение планируемых результатов освоения образовательных программ.
2. Цели и задачи программы.
Программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» содержит курс психологических занятий с педагогами начальной школы, целью которого является создание условий для обеспечения готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, психологического просвещения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, их личностного роста.
Достижение цели реализуется через выполнение методических и организационных задач. Методические задачи:
• развивать ключевые профессиональные компетентности педагогов (коммуникативную, информационную, рефлексивную);
- совершенствовать профессиональные умения в реализации системно-деятельностного подхода и использовании современных образовательных технологий;
• обновить и расширить психологические знания педагогов по возрастной психологии и психологии личности;
• формировать навыки учебного и межличностного сотрудничества;
• совершенствовать профессиональные умения педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;
• совершенствовать профессиональные умения в области психологического аспекта проектирования и проведения современного урока в начальной школе, ориентированного на развитие личности младшего школьника, формирование универсальных учебных действий, реализацию системно-деятельностного подхода;
• совершенствовать систему мониторинга качества образования в начальной школе.
Организационные задачи:
- определить содержание и формы социально-педагогического и психологического просвещения педагогов;
- выстроить структуру работы с педагогическими кадрами в трех направлениях: просвещение, развитие и обучение через практику;
- создать доброжелательную рабочую атмосферу в группе как необходимое условие для погружения педагогов в ситуацию присвоения опыта и знаний;
- проанализировать изменения, происходящие во взаимодействии педагога с окружающими, корректировать содержание материала в зависимости от возникающих у педагогов вопросов в процессе реализации новых стандартов;
- отследить результативность реализации программы по итогам учебного года.
3. Сроки реализации программы.
Сроки реализации программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» определены на основе принципов системности и последовательности. Программа будет реализовываться в течение четырех лет и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых - один учебный год. Общее количество занятий одного блока (одного года) - десять. Занятия проводятся ежемесячно, начиная с августа. Последнее занятие проходит в апреле. Продолжительность одного занятия -2,5 часа. Количество участников группы - не более 25 человек. При использовании тренинговых технологий группа разбивается на две подгруппы по 12-13 человек в каждой.
4. Режим занятий.
Режим занятий определяется в зависимости от особенностей организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Занятия могут проводиться один раз в месяц либо несколько раз в каникулярный период (по типу сессий). Продолжительность занятий также может варьироваться. Каждая тема, которую можно провести на одном или двух занятиях, рассчитана на 2,5-3 часа.
5. Формы, методы и приемы работы.
Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставления информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседу с элементами практикума, семинар, консультацию, психологическую игру, самодиагностику (обучающую диагностику), неделю психологии. Реализация программы показала, что продолжением занятий служат индивидуальные консультации с педагогами по их запросам, касающимся различных вопросов, возникающих у них в процессе как непосредственной работы с детьми, так и во время прохождения самой программы.
Основная форма работы с педагогами в процессе реализации программы «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» -занятие с элементами тренинговых технологий и практическими методами и приемами.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, чтб его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружения в ситуации выбора и способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала педагогов, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
Использование игры как формы работы с педагогами предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:
- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) занимают небольшое время и чаще используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;
- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) - это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;
- ситуационно-ролевая игра является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Мастер-класс - форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника
Диада (работа в парах) - форма работы, при которой создаются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе; появляется возможность получить обратную связь и поддержку; способствует развитию эмпатии; взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности и облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Семинар - форма работы, которая формирует исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее сложных теоретических вопросов курса, их методологическая и методическая проработка.
Практикум или практические занятия используются с целью успешного овладения приемами решения конкретных задач. Условно выделяют три этапа практикума. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление с методикой решения какой-либо задачи. На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. На третьем этапе выполняется определенный контроль результативности, позволяющий проверить приобретение представления или умения в решении задач.
Лекция - предоставление теоретического материала с использованием словесных методов. В программе использовались лекции следующих видов:
- проблемная лекция: в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний участниками;
-лекция-визуализация: основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.);
- лекция вдвоем: представляет собой работу двух--учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на основе проблемно-организационного материала;
-лекция - пресс-конференция: содержание оформляется по запросу (по вопросам) педагогов с привлечением соответствующих специалистов;
- лекция-диалог: содержание подается через серию вопросов, на которые педагоги должны отвечать непосредственно в ходе лекции.
Методы работы:
Исследование - получение знаний на исследовательской основе.
Наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
Словесные методы - беседа, рассказ, описание, объяснение.
Приемы работы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- «Большая мечта»;
- мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.
Каждое из занятий имеет трехкомпонентную структуру:
I. Разминка (ритуал начала занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым педагогом; использование приемов, нацеленных на включение педагогов в практико-ориентированный процесс).
II. Основная часть (включает в себя: а) выполнение заданий, упражнений, игр, нацеленных на введение педагогов в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном
и рациональном уровне; в) представление информационных материалов по соответствующей теме).
III. Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является подведение итогов и рефлексия эмоционального состояния, когнитивной и мотивационной составляющей).
6. Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидаемым результатом использования примерной программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» является:
- Формирование готовности педагогических кадров к принятию инноваций и работе в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования, саморазвитию и совершенствованию деятельности.
- Обновление и расширение психологических знаний, совершенствование профессиональных умений педагогов в области проектирования и проведения личностно ориентированного современного урока на основе системно-деятельностного подхода и результатов мониторинга, формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
- Совершенствование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учениками, их родителями и членами педагогического коллектива; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
- Снижение риска профессионального выгорания педагогов.
- Совершенствование системы мониторинга качества образования в начальной школе.
Итогом проведения участия в занятиях является рефлексия в форме круглого стола с использованием элементов тренинга.
7. Критерии эффективности программы.
Ниже приведенные критерии должны лечь в основу мониторинга результативности прохождения программы.
1. Прослеживается рост психологической компетентности педагогов, решаемые коллективом задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
44.
Сайт Федерального государственного образовательного стандарта. - Режим доступа : www.standart.edu.ru