Воскресенье, 19.05.2024, 08:41
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГ И УЧЕНИК - ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Маликова Э.Б.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Теоретическое обоснование.

С сентября 2010 года в школах началась апробация феде­рального государственного образовательного стандарта началь­ного общего образования, который определяет стратегию разви­тия начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), раз­витие личности ученика является целью и основным компонен­том образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образова­тельную программу начального общего образования: личност­ным, метапредметным, предметным.

Таким образом, возникла необходимость создания программ психолого-педагогического сопровождения всех участников об­разовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) для успешной реализации новых стандартов:

  1. «Знакомство с самим собой» - программа социально-пси­хологического развития личности обучающихся.
  2. «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» - про­грамма повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.
  3. «Педагогика и психология: на пути к пониманию» - про­грамма психолого-педагогического просвещения родителей.

Программа повышения психолого-педагогической компе­тентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимо­действие» рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования. Ее основ­ная направленность - развитие и просвещение педагогов через оснащение их психологическими знаниями, присвоение опыта, личностное самопознание и саморазвитие. Отличительные особенности данной программы от уже существующих разви­вающих и просветительских программ:

 

  • соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам начального образования в период введения стандартов второго поколения;
  • достижение результатов программы через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют педагогам получить и присвоить себе знания, полу­ченные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал. В свою очередь это станет фундаментом к реализации педагогом системно-деятельностного, компетентностного и личностно ори­ентированного подхода к организации учебно-воспитательной деятельности, лежащих в основе новых стандартов образования.

Актуальность и педагогическая целесообразность про­граммы очевидна. Так реальная практика образования испыты­вает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детьми с особыми образова­тельными потребностями, одаренными детьми, детьми - предста­вителями различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднеста­тистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Вве­дение федеральных образовательных стандартов общего образо­вания требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной инфор­мационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований стандарта к результатам освоения основной образо­вательной программы на основе системно-деятельностного под­хода. В этих условиях основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подго­товки учителя, овладение им различными методиками диагно­стики психического развития и обученности ребенка.

Реализовать требования к результату освоения программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без измене­ния позиции педагога по отношению к учебному процессу, и пе­реход к компетентностному подходу при обучении и воспитании выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать поста­новку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эф­фективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от ме­ханизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необхо­димые для решения задачи. При таком подходе учебная дея­тельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Необходимо отметить, что личностные требования к резуль­татам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформи-рованность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смы­словые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Поэтому выделение работы с педагогами в отдельное направление работы обусловлено задачей психолого-педагогического сопро­вождения обучающихся в процессе образования, решение кото­рой требует не только развития личности учащегося, но и развития личности педагога как участника образовательного процесса и носителя ценностных отношений, являющихся содержанием воспитания. Чтобы эта социальная цель приобрела для учителя личностный смысл, придала значимость ценностному отноше­нию к развитию личности каждого ребенка, необходимо, чтобы учитель владел информацией о возможностях и способностях не только каждого ребенка, а и себя самого, так как познание другого человека начинается с самопознания.

В условиях принципиальных изменений в понимании целей и задач обучения, в организации процесса обучения, в формах организации деятельности детей основной задачей методической работы следует считать обеспечение психолого-педагогической подготовки учителя, овладение им различными методиками ди­агностики психического развития ребенка и уровня овладения им знаниями. В ближайшем будущем при контроле системы ра­боты учителя, школы, региона будут оцениваться успешность формирований у детей культуры саморазвития и уровень до­стижения ими личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов, а не знания, умения и навыки.

Обеспечение готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации федеральных образовательных стандар­тов начального общего образования, развитие их ключевых профессиональных компетентностей (коммуникативной, инфор­мационной, рефлексивной), совершенствование профессиональ­ных умений в реализации системно-деятельностного подхода, современных образовательных технологий являются первооче­редными задачами начального образования на учебный год. Без обновления и расширения психологических знаний учителей начальных классов по возрастной психологии, организации и проведению современного личностно ориентированного урока с учетом результатов мониторинга формирования универсальных учебных действий невозможно ни формирование индивидуаль­ных траекторий развития младших школьников, ни получение планируемых результатов освоения образовательных программ.

2. Цели и задачи программы.

Программа повышения психолого-педагогической компе­тентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимо­действие» содержит курс психологических занятий с педагогами начальной школы, целью которого является создание условий для обеспечения готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации федеральных государственных образова­тельных стандартов начального общего образования, психоло­гического просвещения и повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, их личностного роста.

Достижение цели реализуется через выполнение методиче­ских и организационных задач. Методические задачи:

•   развивать ключевые профессиональные компетентности педагогов (коммуникативную, информационную, рефлексивную);

  • совершенствовать профессиональные умения в реализации системно-деятельностного подхода и использовании современ­ных образовательных технологий;

•   обновить и расширить психологические знания педагогов по возрастной психологии и психологии личности;

•   формировать навыки учебного и межличностного сотруд­ничества;

•   совершенствовать профессиональные умения педагогов в области проектирования индивидуальных траекторий развития младших школьников на основе педагогической диагностики и планируемых результатов освоения образовательных программ;

•    совершенствовать профессиональные умения в области психологического аспекта проектирования и проведения совре­менного урока в начальной школе, ориентированного на разви­тие личности младшего школьника, формирование универсаль­ных учебных действий, реализацию системно-деятельностного подхода;

•    совершенствовать систему мониторинга качества образо­вания в начальной школе.

Организационные задачи:

  • определить содержание и формы социально-педагогиче­ского и психологического просвещения педагогов;
  • выстроить структуру работы с педагогическими кадрами в трех направлениях: просвещение, развитие и обучение через практику;
  • создать доброжелательную рабочую атмосферу в группе как необходимое условие для погружения педагогов в ситуацию присвоения опыта и знаний;
  • проанализировать изменения, происходящие во взаимодей­ствии педагога с окружающими, корректировать содержание материала в зависимости от возникающих у педагогов вопросов в процессе реализации новых стандартов;
  • отследить результативность реализации программы по ито­гам учебного года.

3.  Сроки реализации программы.

Сроки реализации программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» определены на основе принципов системности и последовательности. Программа будет реализовываться в течение четырех лет и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых - один учебный год. Общее количество занятий одного блока (одного года) - десять. Занятия проводятся ежемесячно, начиная с августа. Последнее занятие проходит в апреле. Продолжительность одного занятия -2,5 часа. Количество участников группы - не более 25 человек. При использовании тренинговых технологий группа разбивается на две подгруппы по 12-13 человек в каждой.

4.  Режим занятий.

Режим занятий определяется в зависимости от особенностей организации учебно-воспитательного процесса общеобразова­тельного учреждения. Занятия могут проводиться один раз в месяц либо несколько раз в каникулярный период (по типу сессий). Продолжительность занятий также может варьировать­ся. Каждая тема, которую можно провести на одном или двух занятиях, рассчитана на 2,5-3 часа.

5.  Формы, методы и приемы работы.

Утверждение парадигмы развивающего, личностно ориенти­рованного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставления информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволя­ющими решать актуальные задачи развития и воспитания ре­бенка, его обучения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие с элементами тре­нинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседу с элементами практикума, семинар, кон­сультацию, психологическую игру, самодиагностику (обуча­ющую диагностику), неделю психологии. Реализация программы показала, что продолжением занятий служат индивидуальные консультации с педагогами по их запросам, касающимся раз­личных вопросов, возникающих у них в процессе как непосред­ственной работы с детьми, так и во время прохождения самой программы.

Основная форма работы с педагогами в процессе реализации программы «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» -занятие с элементами тренинговых технологий и практическими методами и приемами.

Элементы тренинга были включены в основные формы ра­боты не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, чтб его участ­ники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружения в ситуации выбора и способствует раскрытию индивидуального творческого по­тенциала педагогов, самопознания, самораскрытия и самоопре­деления.

Использование игры как формы работы с педагогами пре­доставляет большие возможности достигнуть результата. В про­грамме используются:

- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) занимают небольшое время и чаще используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкрет­ной воспитательной или психологической задачи;

  • большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) - это сложная, много­плановая, развернутая во времени деятельность участников, на­правленная на решение целого комплекса развивающих задач;
  • ситуационно-ролевая игра является инструментом, позво­ляющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответст­вием, противоречивостью выбранных ролей, способствует соци­альной адаптации.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, пози­ции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия мо­жет быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

Мастер-класс - форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной акту­альной теме), знания, умения, навыки при которой приобрета­ются или совершенствуются через деятельностный подход пу­тем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника

Диада (работа в парах) - форма работы, при которой со­здаются условия для более глубокой эмоциональной удовлетво­ренности, чем в любой другой группе; появляется возможность получить обратную связь и поддержку; способствует развитию эмпатии; взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности и облегчает процессы саморас­крытия, самоисследования и самопознания.

Семинар - форма работы, которая формирует исследова­тельский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение наиболее слож­ных теоретических вопросов курса, их методологическая и ме­тодическая проработка.

Практикум или практические занятия используются с це­лью успешного овладения приемами решения конкретных задач. Условно выделяют три этапа практикума. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление с методикой реше­ния какой-либо задачи. На втором этапе рассматриваются зада­чи творческого характера. На третьем этапе выполняется опре­деленный контроль результативности, позволяющий проверить приобретение представления или умения в решении задач.

Лекция - предоставление теоретического материала с ис­пользованием словесных методов. В программе использовались лекции следующих видов:

-   проблемная лекция: в ней моделируются противоречия ре­альной жизни через их представленность в теоретических кон­цепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний уча­стниками;

-лекция-визуализация: основное содержание лекции пред­ставлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.);

-   лекция вдвоем: представляет собой работу двух--учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на основе проблемно-организационного материала;

-лекция - пресс-конференция: содержание оформляется по за­просу (по вопросам) педагогов с привлечением соответствую­щих специалистов;

-   лекция-диалог: содержание подается через серию вопросов, на которые педагоги должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Методы работы:

Исследование - получение знаний на исследователь­ской основе.

Наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. 

Упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или со­вершенствования.

Словесные методы - беседа, рассказ, описание, объяс­нение.

Приемы работы:

  • творческие задания;
  • реверсированная мозговая атака;
  • ассоциации;
  • коллективная запись;
  • «Большая мечта»;
  • мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»;
  • эвристические вопросы;

-   приемы, способствующие удержанию внимания: динамич­ность (интенсивный темп изложения материала, его насыщен­ность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуля­ция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.

Каждое из занятий имеет трехкомпонентную структуру:

I.  Разминка (ритуал начала занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым педагогом; использование приемов, нацеленных на включение педагогов в практико-ориентированный процесс).

II.  Основная часть (включает в себя: а) выполнение заданий, упражнений, игр, нацеленных на введение педагогов в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном
и рациональном уровне; в) представление информационных материалов по соответствующей теме).

III. Заключительная часть (ритуал завершения занятия, це­лью которого является подведение итогов и рефлексия эмоцио­нального состояния, когнитивной и мотивационной составля­ющей).

6.  Ожидаемые результаты реализации программы.

Ожидаемым результатом использования примерной про­граммы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» является:

  1. Формирование готовности педагогических кадров к при­нятию инноваций и работе в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования, саморазвитию и совершенствованию деятельности.
  2. Обновление и расширение психологических знаний, со­вершенствование профессиональных умений педагогов в облас­ти проектирования и проведения личностно ориентированного современного урока на основе системно-деятельностного под­хода и результатов мониторинга, формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
  3. Совершенствование умения организовывать учебное со­трудничество и совместную деятельность с учениками, их роди­телями и членами педагогического коллектива; работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
  4. Снижение риска профессионального выгорания педагогов.
  5. Совершенствование системы мониторинга качества обра­зования в начальной школе.

Итогом проведения участия в занятиях является рефлексия в форме круглого стола с использованием элементов тренинга.

7.  Критерии эффективности программы.

Ниже приведенные критерии должны лечь в основу монито­ринга результативности прохождения программы.

   1. Прослеживается рост психологической компетентности педагогов, решаемые коллективом задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями. Рост про­фессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.

  1. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость уча­стников образовательного процесса в целом, утверждается взаи­мопомощь. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демокра­тизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований), свобода выбора методов и средств обучения.
  2. Прослеживается положительная динамика в формирова­нии универсальных учебных действий обучающихся на конец учебного года и удовлетворенность родителей обучающихся психологической составляющей предоставленных образова­тельных услуг.

8. Необходимое обеспечение ресурсами для реализации программы в общеобразовательном учреждении.

Реалистичность проведения программы с точки зрения ре­сурсов очевидна.

Основные кадровые единицы (субъекты) реализации программы - педагог-психолог общеобразовательного учреж­дения.

Материально-техническая база:

  • учебная аудитория, которая включает в себя учебную (сто­лы и стулья) и активную (достаточную по размерам для разме­щения педагогов в кругу) зоны;
  • технические средства: магнитофон, компьютер, различные музыкальные носители;
  • общая тетрадь для каждого педагога;
  • банк соответствующей литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия и рассматриваемые вопросы

Кол-во часов

Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования.

1.Модель системы психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО.

2.Портрет выпускника ДОУ и первой ступени общеобразовательного учреждения

3.возрастные особенности детей начального школьного возраста.

4.Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе.

3

Проектирование, развитие и мониторинг универсальных учебных действий: психологический аспект.

1.Понятие «универсальные учебные действия».

2.Психологический аспект формирования УУД.

3.Мониторинг УУД: сотрудничество психолога и педагога.

4.Использование арсенала психологических методов и приемов при формировании УУД.

2

Психологические особенности развития ребенка.

1.Общая характеристика развития психики ребенка.

2.Психофизиологические особенности развития детей.

3.Психологические требования к построению урока в начальной школе с учетом особенностей развития детей и требований ФГОС.

2,5

Психологические познавательные процессы и их развитие в процессе учебно-воспитательной деятельности.

1.Ощущение и восприятие.

2.Внимание и память.

3.Мышление и развитие интеллекта.

4.Воображение и развитие креативности.

5.Речь и развитие коммуникативности.

2,5

Психология личности младшего школьника. Психология деятельности.

1.Основные аспекты формирования и развития личности.

2.Деятельность и ее значение для развития личности.

3.Влияние личности педагога на формирование и развитие личности ребенка.

2,5

Психология межличностных отношений.

1.Понятие и виды общения.

2.Построение взаимоотношений с собой, с окружающими людьми и миром в целом.

3.Профилактика возникновения конфликтов и способы их разрешения.

2,5

Особые дети - особый подход. Одаренность и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте.

1.Понятие и признаки одаренности. Методы выявления одаренных детей.

2.Особенности развития и обучения одаренных детей

2,5

Особые дети - особый подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

1.Классификация нарушений в детском возрасте.

2.Особенности обучения детей с ОВЗ и различными видами дезадаптации

2,5

Профилактика эмоционального выгорания педагогов как обязательный элемент повышения эффективности образовательного процесса.

1.Понятие «эмоциональное выгорание».

2.Диагностика эмоционального состояния педагогв.

3.Способы профилактики и коррекции эмоционального выгорания

2,5

Мониторинг профессиональных затруднений учителя при введении ФГОС. Подведение итогов года

2,5

Всего

25

 

Материально-техническая база

 

1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении де­тей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме­тодики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Ко-стромина. - Изд. 3- е, перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М., 2000.
  2. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. -М. : Эксмо, 2002.
  3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М. : Эксмо, 2006.
  4. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга / И. В. Бачков, С. Д. Де-рябо. - СПб. : Речь, 2004.
  5. Бачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2001.
  6. Дереклеева, Н. И. Модульный курс учебной и коммуника­тивной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2004. - 122 с. - (Педаго­гика. Психология. Управление).
  7. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя (10-11 классы) / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артю-хова ; под ред. И. С. Артюховой. - М. : ВАКО, 2005. - 156 с. -(Педагогика. Психология. Управление).

9.

  1. Зак, А. 3. Как определить уровень мышления школьника / А. 3. Зак.-М., 1982.
  2. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. - Минск, 1993.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -М. : Логос, 2002.

13.

  1. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы раз­вивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : учеб. пособие/ В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002.
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

16.   Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт
межпарадигмальной рефлексии : курс лекций по философии
и педагогике / И. А. Колесникова. - СПб., 2001.

  1. Кэрролл, С. Групповая психотерапия подростков / С. Кэр­ролл. - СПб. : Питер, 2002.
  2. Матвеева, О. А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет / О. А. Матвеева. - М. : Педагогическое обще­ство России, 2001.
  3. Методы эффективного обучения взрослых : учеб.-метод, пособие. - М., 1992.
  4. Микляева, А. В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. 7 класс / А. В. Микляева. - СПб. : Речь, 2003.- 110 с.
  5. Микляева, А. В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. 8 класс / А. В. Микляева. - СПб. : Речь, 2003.- 119 с.
  6. Микляева, А. В. Я - подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии. 9 класс / А. В. Микляева. - СПб. : Речь, 2003.- 118 с.
  7. Психологическое сопровождение выбора профессии : на-уч.-метод. пособие / Л. М. Митина [и др.] ; под ред. докт. пси-хол. наук Л. М. Митиной. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998.
  8. Немое, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогиче­ская психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М. : Про­свещение : Владос, 1995. - 512 с.
  9. Общая психология : учеб. / под общ. ред. проф. А. В. Кар­пова. - М. : Гардарики, 2004.
  10. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 1998. - 240 с.
  11. Особенности личностного и профессионального разви­тия субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях : науч.-метод. пособие для практ. психологов образования и педагогов / под ред. Л. М. Ми­тиной. - М.; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010.

I 28. Оценка достижения планируемых результатов в началь­ной школе / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010.

  1. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. - СПб., 2003.
  2. Пиаже, Жан. Теория, эксперименты, дискуссии / Жан Пиаже ; под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. - М., 2001.
  3. Программа тренингов «Доверенные ученики» / проект ПМС-центра в рамках российско-фламандского сотрудничества в области образования, 2001.                                                                  '.%
  4. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др.] / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. -303 с.
  5. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2001.
  6. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрей-берг. - М. : Смысл, 2002.
  7. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [пер. с англ.] / Р. Смид. - Изд. 2-е. - М. : Генезис, 2000.
  8. Слободчиков, В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 2000.
  9. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слобод­чиков, Е. И. Исаев. -М., 1995.
  10. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников : попул. пособие для педагогов и родителей / Л. Ф. Тихомирова. - Яро­славль : Академия развития, 2004. - 120 с.
  11. Турнет, Д. Ролевые игры : практ. руководство / Д. Тур­нет. - СПб. : Питер, 2002.
  12. Федеральный государственный стандарт начального об­щего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -М. : Просвещение, 2010.
  13. Фопель, К. Психологические группы : рабочие материалы для ведущего : практ. пособие [пер. с нем.] / К. Фопель. -Изд. 3-е. - М. : Генезис, 2001.
  1. Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. - М. : Эксмо-Пресс, 2001.
  2. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба / О. В. Хухлаева. - М., 2008.

44.

  1. Цукерман. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. - М., 1994.
  2. Элъконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. - М., 1994.

Интернет - ресурсы:

Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа : www.mon.gov.ru

Сайт Федерального государственного образовательного стандарта. - Режим доступа : www.standart.edu.ru

Сеть творческих учителей. - Режим доступа : it-n.ru

Федеральное агентство по образованию. - Режим доступа : www.ed.gov.ru

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz