Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Укырская средняя общеобразовательная школа
Паспорт кабинета
педагога-психолога
МБОУ « Укырская средняя общеобразовательная школа»
- Пояснительная записка
- Циклограмма работы психологического кабинета
- Документация педагога-психолога
- Оснащение психологического кабинета
- План развития психологического кабинета
Пояснительная записка
Гуманизация нашего общества потребовала развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психологическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в школе , позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка , сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку. Сопровождение направлено на своевременное выявление трудностей в развитии ребенка и определение условий их преодоления.
Цели и задачи психологического сопровождения:
- изучение трудностей обучения и воспитания учащихся МБОУ « Укырская средняя общеобразовательная школа»
- изучение психологической культуры обучающихся;
- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;
- анализ трудностей обучения и воспитания обучающихся и психоэмоциональных проблем школьников;
- выявление психологических причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей в учебно-воспитательном процессе;
- выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании;
- выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
- снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей;
- формирование у обучающихся нравственно-моральных качеств;
- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;
- обучение обучающихся эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству ;
- повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя,наркотиков;
- формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения обучающихся, соответствующее правилам культурной жизни в обществе;
- формирование ответственности у обучающихся, родителей, педагогов школы за свое здоровье;
- формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей, педагогов в сложных ситуациях;
- формирование негативного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
- формирование здорового образа жизни в среде школьников;
- развитие рефлексии, толерантности обучающихся;
- развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся;
- предупреждение суицидальных проявлений у обучающихся школы;
- предупреждение бродяжничества у обучающихся школы;
- воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки,
- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;
- повышение значимости здорового образа жизни;
- предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;
- предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека
- ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни;
- оказание психотерапевтической помощи учителям, родителям и обучающимся;
- укрепление у обучающихся чувства единства, умения действовать согласованно;
- создание условий для сплочения школьного коллектива, предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие;
- повышение самооценки обучающихся;
- корректирование невротических нарушений;
- развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;
- развитие рефлексии, толерантности обучающихся;
- развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся;
- предупреждение развития стресса обучающихся, родителей, педагогов школы;
- разработка коррекционно-развивающих программ;
- разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся школы;
- разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
- воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки, умения соотносить их с интересами коллектива;
- содействие с педагогическими коллективами образовательных учреждениях в гармонизации социально-психологического климата;
- обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками ;
- оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления образования и государственной власти;
- взаимодействие с органами Управления образованием, администрацией и педагогическими коллективами образовательных учреждений всех типов в создании психологической помощи педагогическим работникам, обучающимся, их родителям .
Работа школьного психолога проводится по следующим направлениям:
1. Психопрофилактическая работа.
Данное направление определяется ориентацией педагога-психолога на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:
1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.
2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации к школе, для обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе обучения.
3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями, мастерами программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
2. Диагностическая работа
Это направление определяется ориентацией педагога-психолога на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
Психолог осуществляет диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в школу, к переходу из начальной школы в среднюю; из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную школы; психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога.
Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами.
3. Коррекционная работа
Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психоло- гическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.
4. Консультативная работа
При осуществлении консультативной работы школьный психолог решает следующие задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по психоло- гическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как инди- видуальный, так и коллективный характер.
2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, раз- вития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверст- никами, самовоспитания и т. п.
3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания,
культуры умственного труда и т. п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общеш- кольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения и т. п.
5. Вспомогательные задачи
1. Школьный психолог организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся.
2. Психолог принимает участие в работе педагогического совета школы.
3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся.
I. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
1. Школьный психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
В своей деятельности школьный психолог обязан:
1. Руководствоваться Уставом МБОУ « Укырской средней общеобразовательной школы», настоящим положением.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
3. В решении всех вопросов исходить из интересов школьника и целей общественного воспитания.
4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консуль- тационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
5. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
6. Информировать педагогический совет и администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе.
7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением индиви- дуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании школьника.
8. Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания.
9. Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем.
10. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться за медицинской, дефектологической и другой по- мощью.
11. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.
12. С соблюдением установленных сроков и формы отчитываться о ходе и результатах работы перед администрацией школы.
14. Иметь в школе психологический кабинет.
15. Участвовать в работе методического семинара школьных психологов.
16. Школьному психологу запрещается проведение обследований, которые противоречат морально-этическим нормам общества.
Школьный психолог имеет право:
1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся.
2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
3. Знакомиться с документацией школы.
4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические обследования .
5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр.
6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.
7. Обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьнику (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
8. Обращаться с запросами в медицинские учреждения .
10. Участвовать в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
11. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы.
12. Ставить перед органами образования вопросы, связанные с совершенст- вованием учебно-воспитательного процесса в школе.
13. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы.
V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Научно-методическими задачами школьных психологов являются: анализ получаемых запросов, результатов психопрофилактической работы.
Основные направления работы психологического кабинета в МБОУ «Укырская средняя общеобразовательная школа»
Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обу чающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) - психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов шко лы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов и других специа листов;
Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, их родителям, педаго- гическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Основные виды работы психологического кабинета в МБОУ « Укырская средняя общеобразовательная школа»
Документация педагога-психолога
- Психологическая карта на каждого обучающегося.
- План на год.
- Перспективный план работы
- Коррекционные и развивающие программы.
- Журнал учета групповых форм коррекционно-развивающей работы.
- Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и диагностических обследований.
- Журнал учета тренингов
- Аналитический и статистический отчет педагога-психолога.
- Протоколы и заключения диагностических обследований .
- Паспорт кабинета педагога-психолога.
График работы психологического кабинета
Распределение времени
Виды деятельности
|
понедельник
|
вторник
|
среда
|
четверг
|
пятница
|
суббота
|
ИТОГО:
|
Диагностическая работа
|
3.00
(психол)
|
|
2.00(индив)
|
|
|
|
5.00
|
Консультационная работа
|
|
1.00
(педаг)
|
1.00 (родит.)
|
1.00 (учен.)
|
|
|
3.00
|
Коррекционная работа
|
|
- (группов)
- (индив.)
|
2.00 (индив.)
|
|
|
|
5.00
|
Профилактическая работа
|
1.00 (групп)
|
|
|
3.0 (индив)
|
|
|
4.00
|
Просветительская работа
|
|
|
|
|
1.00
|
|
1.00
|
Организационно-методическая работа
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5
|
6
|
18.00
|
ИТОГО:
|
6
|
6
|
7
|
6
|
6
|
6
|
36.00
|
Оснащение психологического кабинета
1. Ф.И.О. заведующей кабинетом Маликова Эльвира Борисовна
2. Площадь кабинета 18 м²
3. Наличие посадочных мест 10
4. Наличие рабочих секторов:
Психологической разгрузки (релаксации) +
Рабочий сектор +
Опись имущества кабинета
№ п/п
|
Наименование имущества
|
Календарь |
|
| « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
| |
|
|