Воскресенье, 19.05.2024, 07:51
Сайт педагога-психолога Маликовой Эльвиры Борисовны
Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: НА ПУТИ К ПОНИМАНИЮ»

 

 

 

Выполнила: Маликова Э.Б.

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Теоретическое обоснование.

С сентября 2010 года в школах началась апробация феде­рального государственного стандарта начального общего обра­зования второго поколения, который определяет стратегию раз­вития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Определено, что на­ряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, пи­сать, считать), развитие личности ученика является целью и основ­ным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Таким образом, возникла необходимость создания программ психолого-педагогического сопровождения всех участников об­разовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Для успешной реализации новых стандартов разработаны про­граммы:

  • «Знакомство с самим собой» - программа социально-пси­хологического развития личности обучающихся;
  • «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» - про­грамма повышения психолого-педагогической компетентности педагогов;
  • «Педагогика и психология: на пути к пониманию» - про­грамма психолого-педагогического просвещения родителей.

Примерная программа психолого-педагогического просве­щения родителей «Педагогика и психология: на пути к понима­нию» рассчитана на четыре года и охватывает весь период обу­чения детей на начальной ступени образования.

Реализовать требования к результатам освоения программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без ком­плексного взаимодействия семьи и школы.

Основная направленность программы - развитие и про­свещение родителей через оснащение их психологическими зна­ниями, присвоение опыта, личностное самопознание и самораз­витие.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих развивающих и просветительских программ:

- соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в це­лом и задачам, лежащим перед начальным образованием в пери­од введения стандартов второго поколения;

- достижение результатов программы через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют родителям получить и присвоить себе знания, полу­ченные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал, лучше понять психологию ребенка и актуализировать постро­ение эффективных детско-родительских отношений.

Актуальность и педагогическая целесообразность про­граммы очевидна. За последние годы резко снизился уровень родительской культуры, год от года становится меньше семей, где ребенок чувствует себя любимым, где родители по-настоящему озабочены здоровьем и развитием своего ребенка. Поэтому, чтобы наши дети полноценно развивались, росли не только хорошими сыновьями и дочками, но и становились впоследствии хорошими гражданами нашей страны, родители должны постоянно учиться и развиваться как социально значи­мые личности.

Важнейшей проблемой теории и методики воспитательной работы является просвещение родителей, в том числе и в вопро­сах формирования доверительных отношений в семье. В семей­ном воспитании доверительные отношения между родителями и детьми являются важным элементом культуры семейных взаи­моотношений. И это не случайно, так как основными взаимосвя­занными признаками доверительного общения являются:

  • социальный (наличие определенного расстояния между взрослыми и детьми, выраженного в социальных ролях или со­циальном статусе);
  • психологический (присутствие особой эмоциональной или психологической близости родителей и детей, регулирующей их симпатию и комфорт);
  • биологический (присутствие непосредственной связи с фи­зиологией человека);
  • культурологический (существование исторически отрабо­танных высоких духовных достижений в семье);

- педагогический (создание условий для самореализации и развития личности ребенка в семье).

Реализовать требования к результату освоения основной об­разовательной программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без изменения позиции педагогов и родителей. Эф­фективное развитие готовности родителей к изменению отно­шения к самому процессу обучения ребенка и доверительному общению с детьми в семье возможно, если в учебных заведени­ях будут организованы специальные «школы» для родителей, в которых будет реализован следующий комплекс педагогиче­ских условий:

  • занятия, проводимые с родителями, будут направлены на осо­знание и целенаправленное применение взрослыми основных механизмов, обеспечивающих формирование межличностного пространства в семье;
  • занятия должны быть обращены на адекватное понимание родителями мотивов ребенка для точной оценки его поступков и прогнозирования поведения в семье;
  • в процессе обучения у родителей необходимо развивать рефлексивные умения в построении речевых и невербальных форм сообщений с целью поддержания с детьми оптимального уровня психологической близости.

Взрослым, которые взаимодействуют с ребенком младшего школьного возраста, необходимо помнить, что именно в данный период формируются основы учебной деятельности, познава­тельные интересы и учебная мотивация. Только при благоприят­ных условиях обучения в школе и дома происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением системы представлений об окружа­ющих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Поэтому психологи­ческая компетентность родителей и педагогов становится опре­деляющим фактором при передаче опыта и построении отноше­ний, которые в итоге лягут в основу картины мира ребенка, его представлениях о себе, других и о мире в целом.

Без получения и расширения психологических знаний роди­телей обучающихся по общей и возрастной психологии невоз­можно ни формирование индивидуальных траекторий развития младших школьников, ни получение планируемых результатов освоения образовательных программ.

2. Цели и задачи программы.

Примерная программа психолого-педагогического просве­щения родителей «Педагогика и психология: на пути к понима­нию» содержит курс психологических занятий с родителями де­тей начального школьного возраста, целью которого является создание условий для психологического просвещения и повы­шения психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся начальных классов в процессе реализации феде­ральных государственных образовательных стандартов началь­ного общего образования.

Достижение цели реализуется через выполнение методиче­ских и организационных задач.

Методические задачи:                                        

  • развивать ключевые компетентности личности родителей (коммуникативную, информационную, рефлексивную);
  • расширять психологические знания родителей по общей, возрастной, социальной психологии и психологии личности;
  • дать представление родителям о причинах трудностей в обу­чении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы и особенностями личности ребенка, отсутствием органи­зации учебной деятельности (режима дня) и выполнения до­машнего задания;
  • создавать ситуацию совместного осмысления и нахождения возможных путей преодоления возникших трудностей в обуче­нии и взаимодействии детей; атмосферу сотрудничества, направ­ленную на сплочение родительского коллектива;
  • актуализировать и мотивировать родителей на формирова­ние позитивных детско-родительских отношений и оказание им помощи и поддержки в процессе обучения;
  • формировать навыки межличностного взаимодействия и со­трудничества;
  • совершенствовать систему мониторинга качества образо­вания.        

Организационные задачи:

определить содержание и формы социально-педагогиче­ского и психологического просвещения родителей;

  • выстроить структуру работы с родительской общественно­стью в трех направлениях: просвещение, развитие и обучение через практику;
  • создать доброжелательную и рабочую атмосферу в группе как необходимое условие для погружения родителей в ситуацию присвоения опыта и знаний;
  • проанализировать изменения, происходящие во взаимо­действии родителей и обучающихся, и корректировать содержа­ние материала в зависимости от возникающих у родителей во­просов в процессе реализации новых стандартов;
  • отследить результативность реализации программы по ито­гам учебного года.

3. Сроки реализации программы.

Сроки реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» определены на основе принципов системности и последовательности. Программа будет реализовываться в те­чение одного года.

4. Режим занятий.

В течение года  проводится шесть занятий, по три занятия в каждом полугодии. Продолжительность одного занятия - 2 часа (всего 12 часов). Количество участников груп­пы - не более 25 человек. При использовании тренинговых тех­нологий группа разбивается на две подгруппы по 12-13 человек в каждой.

Кроме реализации программы, психолог в рамках организа­ции психологического сопровождения образовательного про­цесса реализует все запланированные на год мероприятия с ро­дителями.

5. Формы, методы и приемы работы.

Утверждение парадигмы развивающего личностно ориенти­рованного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставления информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволя­ющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребен­ка, его обучения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседу с элементами практикума, семинар, консультацию, психологическую игру, самодиагностику (обучающую диагностику), неделю психологии.   

Главным инструментом повышения эффективности переда­чи знаний взрослым людям являются активные методы обуче­ния, которые значительно уменьшают давление традиций и сте­реотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаи­модействии становится организатором или источником инфор­мации самостоятельной работы родителей.

Основная форма работы с родителями в процессе реализа­ции примерной программы «Педагогика и психология: на пути к пониманию» - занятие с элементами тренинговых технологий и лекции с использованием практических методов и приемов. Также используются такие формы работы, как психологическая игра, групповая дискуссия, диада, практикум или практическое занятие, различные варианты лекций, психологическая акция.

Элементы тренинга были включены в основные формы ра­боты не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участ­ники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружения в ситуации выбора и способствует раскрытию индивидуального творческого по­тенциала педагогов, самопознанию, самораскрытию и само­определению.

Использование игры как формы работы с родителями пре­доставляет большие возможности достигнуть результата. В про­грамме используются малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные). Они занимают небольшое время и чаще используются как средство организации отдыха, пере­ключения с одного вида деятельности на другой, снятия напря­жения, решения конкретной воспитательной или психологиче­ской задачи.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнения, пози­ции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия мо­жет быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

Диада (работа в парах) - форма работы, при которой со­здаются условия для более глубокой эмоциональной удовлетво­ренности, чем в любой другой группе; появляется возможность получить обратную связь и поддержку; способствует развитию эмпатии; взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности и облегчает процессы саморас­крытия, самоисследования и самопознания.

Практикум или практические занятия используются с целью успешного овладения приемами решения конкретных задач. Условно выделяют три этапа практикума. На первом эта­пе необходимо предварительное ознакомление с методикой ре­шения какой-либо задачи. На втором этапе рассматриваются за­дачи творческого характера. На третьем этапе выполняется опре­деленный контроль результативности, позволяющий проверить приобретение представления или умения в решении задач.

Лекция - предоставление теоретического материала с ис­пользованием словесных методов. В программе использовались лекции следующих видов:

  • проблемная лекция: в ней моделируются противоречия ре­альной жизни через их представленность в теоретических кон­цепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний уча­стниками;
  • лекция-визуализация: основное содержание лекции пред­ставлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.);
  • лекция вдвоем: представляет собой работу двух родителей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодейству­ющих на основе проблемно-организационнго материала;
  • лекция - пресс-конференция: содержание оформляется по за­просу (по вопросам) родителей с привлечением соответствующих специалистов;
  • лекция-диалог: содержание подается через серию вопросов, на которые родители должны отвечать непосредственно в ходе лекции.

Психологическая акция - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, парал­лели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам дея­тельности детей и взрослых, но имеет собственное содержание, правила, запланированный результат.

Методы работы.

В процессе организации занятий используются следующие методы работы:

исследование - получение знаний на исследовательской основе;

наблюдение - непосредственное, целенаправленное вос­приятие предметов и явлений с помощью органов чувств с це­лью формирования правильных представлений и понятий, уме­ний и навыков;

упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или со­вершенствования;

словесные методы - беседа, рассказ, описание, объяс­нение.

Приемы работы.

На занятиях используются следующие приемы:

- творческие задания;

- реверсированная мозговая атака;

  • ассоциации;
  • коллективная запись;
  • «Большая мечта»;
  • мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»;
  • эвристические вопросы;

- приемы, способствующие удержанию внимания: динамич­ность (интенсивный темп изложения материала, его насыщен­ность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуля­ция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.

Каждое из занятий имеет трехкомпонентную структуру:

I. Разминка (ритуал начала занятия, целью которого является создание комфортного климата в группе, получение внимания каждым родителем; использование приемов, нацеленных на включение родителей в практико-ориентированный процесс).

II. Основная часть (включает в себя: а) выполнение заданий, упражнений, игр, нацеленных на введение родителей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне; в) представление информационных ма­териалов по соответствующей теме).

III. Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является подведение итогов и рефлексия эмоциональ­ного состояния, когнитивной и мотивационной составляющей).

6.  Ожидаемые результаты реализации программы.

Ожидаемым результатом использования примерной про­граммы психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» являетется:

  1. Формирование готовности родителей к принятию иннова­ций в работе общеобразовательных учреждений, в программном обеспечении, смене подходов и принципов в условиях реализа­ции федеральных образовательных стандартов начального об­щего образования.
  2. Получение и расширение психологических и педагогиче­ских знаний, формирование мотивации к их использованию в процессе построения детско-родительских отношений и оказа­ния помощи и поддержки ребенку в процессе обучения его в школе.
  3. Совершенствование системы мониторинга качества обра­зования в начальной школе.

Итогом проведения занятий является рефлексия в следу­ющих формах: круглый стол с использованием элементов тре­нинга и совместное занятие родителей и обучающихся - психо­логическая акция «Семь чудес моей Родины. Защита социально­го проекта».

7. Критерии эффективности программы.

Ниже приведены критерии, которые необходимо учитывать при составлении мониторинга результативности прохождения программы.

1. Прослеживается рост психолого-педагогической компе­тентности родителей. Рост психологической культуры родите лей проявляется в оптимизации детско-родительских отноше­ний, изменении характера их затруднений, уменьшении количе­ства затруднений в элементарных психологических вопросах.

  1. Улучшается психологический климат в классном коллек­тиве и коллективе родителей, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь. Главным условием сотрудничества, сотворчест­ва всех участников образовательного процесса является демокра­тизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований), свобода выбора методов и средств обучения.
  2. Наблюдается положительная динамика в формировании универсальных учебных действий обучающихся на конец учеб­ного года и удовлетворенности родителей обучающихся психо­логической составляющей предоставленных образовательных услуг.

8. Необходимое обеспечение ресурсами для реализации программы в общеобразовательном учреждении.

Реалистичность проведения программы с точки зрения ре­сурсов очевидна.

Основные кадровые единицы (субъекты) реализации программы - педагог-психолог общеобразовательного учреж­дения.

Материально-техническая база:

  • учебная аудитория, которая включает в себя учебную (сто­лы и стулья) и активную (достаточную по размерам для разме­щения родителей в кругу) зоны;
  • технические средства: магнитофон, компьютер, различные музыкальные носители;

для каждого родителя необходима общая тетрадь или блок­нот для записей;

- банк соответствующей литературы.

 

Тематическое планирование

Тема занятия и рассматриваемые вопросы

Кол-во часов,

сроки проведения

1

2

Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста при реализации федерального государственного образовательного стандарта на­чального общего образования.

1.   Личностные требования к усвоению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Портрет выпускника первой ступени общеобразовательного
учреждения.

2.    Режимные моменты организации жизни первоклассника. Адаптация первоклассника к новым условиям обучения.

3.    Модель системы психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования

2

сентябрь

Психологические особенности развития детей.

1.   Психологические и психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста.

2.    Психология личности младшего школьника.

3.    Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе

2

октябрь

Проектирование, развитие и мониторинг универ­сальных учебных действий: психологический ас­пект.

1.   Понятие «универсальные учебные действия».

2.    Мониторинг универсальных учебных действий: сотрудничество психолога и педагога.

3.    Роль родителей в процессе формирования универсальных учебных действий

2

декабрь

Психические познавательные процессы и их разви­тие в процессе учебно-воспитательной деятельно­сти. Психология личности младшего школьника.

      2

        февраль

Вместе с ребенком: создание совместного социаль­ного проекта «Семь чудес моей Родины».

1.    Психология деятельности.

2.    Построение межличностных отношений и бесконфликтного взаимодействия

2

март

Психологическая акция «Семь чудес моей Родины. За­щита социальных проектов». Подведение итогов года

2 май

 

Методическое обеспечение

1.  Антонова, С. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая программа / С. Антонова, С. Залесская, С. Орехова, В. Ганжа // Школьный психолог. - 2006. - № 1.

2.  Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении де­тей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме­тодики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Ко-стромина. - Изд. 3- е, перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.

3.  Возняк И.В. [и др.] Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.

4.  Гаврина, С. Е. Учимся логически мыслить / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Тула, 2006. -(Серия «Школа для дошколят»).

5.  Зак, А. 3. Как определить уровень мышления школьника / А. 3. Зак.-М., 1982.

6.  Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. - Минск, 1993.

6.  Здравствуй, школа. Программа адаптационных занятий для первоклассников / под ред. Н. Пилипко. - М. : Дрофа, 2004.

7.  Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -М. : Логос, 2002.

8.  Зинченко, В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зин-ченко. - Самара : Изд-во СГПУ, 1998.

9.  Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы раз-
вивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : учеб. пособие / В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002.

10.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

11.  Немое, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогиче­ская психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М. : Владос, 1995.-512 с.

12.  Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 240 с.

13.  Осетинская, О. В. Я - первоклассник: портфолио учаще­гося / О. В. Осетинская. - Волгоград : Учитель, 2011. - 23 с.

14.  Осетинская, О. В. Я - второклассник : портфолио учаще­гося / О. В. Осетинская. - Волгоград : Учитель, 2011. -31 с.

15.  Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школь­ник / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. - Волгоград : Учитель, 2010.-39 с.

16.  Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др.] / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. — 303 с.

17.  Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2001.

18.  Руководство практического психолога. Готовность к шко­ле : развивающие программы / под ред. И. В. Дубровиной. - Изд. 2-е. - М. : Издательский центр «Академия», 1995. - 128 с.

19.  Силина, О. Программа психологического тренинга по адап­тации младших школьников к процессу школьного обучения «Путешествие в Страну Понимания» / О. Силина // Школьный психолог. - 2007. - № 16.

20.  Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников : попул. Пособие для педагогов и родителей / Л. Ф. Тихомирова. - Яро­славль : Академия развития, 2004. - 120 с.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024uCoz