ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: НА ПУТИ К ПОНИМАНИЮ»
Выполнила: Маликова Э.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Теоретическое обоснование.
С сентября 2010 года в школах началась апробация федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Определено, что наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Таким образом, возникла необходимость создания программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей). Для успешной реализации новых стандартов разработаны программы:
- «Знакомство с самим собой» - программа социально-психологического развития личности обучающихся;
- «Педагог и ученик - эффективное взаимодействие» - программа повышения психолого-педагогической компетентности педагогов;
- «Педагогика и психология: на пути к пониманию» - программа психолого-педагогического просвещения родителей.
Примерная программа психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения детей на начальной ступени образования.
Реализовать требования к результатам освоения программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без комплексного взаимодействия семьи и школы.
Основная направленность программы - развитие и просвещение родителей через оснащение их психологическими знаниями, присвоение опыта, личностное самопознание и саморазвитие.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих развивающих и просветительских программ:
- соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;
- достижение результатов программы через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют родителям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал, лучше понять психологию ребенка и актуализировать построение эффективных детско-родительских отношений.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. За последние годы резко снизился уровень родительской культуры, год от года становится меньше семей, где ребенок чувствует себя любимым, где родители по-настоящему озабочены здоровьем и развитием своего ребенка. Поэтому, чтобы наши дети полноценно развивались, росли не только хорошими сыновьями и дочками, но и становились впоследствии хорошими гражданами нашей страны, родители должны постоянно учиться и развиваться как социально значимые личности.
Важнейшей проблемой теории и методики воспитательной работы является просвещение родителей, в том числе и в вопросах формирования доверительных отношений в семье. В семейном воспитании доверительные отношения между родителями и детьми являются важным элементом культуры семейных взаимоотношений. И это не случайно, так как основными взаимосвязанными признаками доверительного общения являются:
- социальный (наличие определенного расстояния между взрослыми и детьми, выраженного в социальных ролях или социальном статусе);
- психологический (присутствие особой эмоциональной или психологической близости родителей и детей, регулирующей их симпатию и комфорт);
- биологический (присутствие непосредственной связи с физиологией человека);
- культурологический (существование исторически отработанных высоких духовных достижений в семье);
- педагогический (создание условий для самореализации и развития личности ребенка в семье).
Реализовать требования к результату освоения основной образовательной программы в соответствии с новыми стандартами невозможно без изменения позиции педагогов и родителей. Эффективное развитие готовности родителей к изменению отношения к самому процессу обучения ребенка и доверительному общению с детьми в семье возможно, если в учебных заведениях будут организованы специальные «школы» для родителей, в которых будет реализован следующий комплекс педагогических условий:
- занятия, проводимые с родителями, будут направлены на осознание и целенаправленное применение взрослыми основных механизмов, обеспечивающих формирование межличностного пространства в семье;
- занятия должны быть обращены на адекватное понимание родителями мотивов ребенка для точной оценки его поступков и прогнозирования поведения в семье;
- в процессе обучения у родителей необходимо развивать рефлексивные умения в построении речевых и невербальных форм сообщений с целью поддержания с детьми оптимального уровня психологической близости.
Взрослым, которые взаимодействуют с ребенком младшего школьного возраста, необходимо помнить, что именно в данный период формируются основы учебной деятельности, познавательные интересы и учебная мотивация. Только при благоприятных условиях обучения в школе и дома происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Поэтому психологическая компетентность родителей и педагогов становится определяющим фактором при передаче опыта и построении отношений, которые в итоге лягут в основу картины мира ребенка, его представлениях о себе, других и о мире в целом.
Без получения и расширения психологических знаний родителей обучающихся по общей и возрастной психологии невозможно ни формирование индивидуальных траекторий развития младших школьников, ни получение планируемых результатов освоения образовательных программ.
2. Цели и задачи программы.
Примерная программа психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» содержит курс психологических занятий с родителями детей начального школьного возраста, целью которого является создание условий для психологического просвещения и повышения психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся начальных классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Достижение цели реализуется через выполнение методических и организационных задач.
Методические задачи:
- развивать ключевые компетентности личности родителей (коммуникативную, информационную, рефлексивную);
- расширять психологические знания родителей по общей, возрастной, социальной психологии и психологии личности;
- дать представление родителям о причинах трудностей в обучении, связанных с недостаточным развитием познавательной сферы и особенностями личности ребенка, отсутствием организации учебной деятельности (режима дня) и выполнения домашнего задания;
- создавать ситуацию совместного осмысления и нахождения возможных путей преодоления возникших трудностей в обучении и взаимодействии детей; атмосферу сотрудничества, направленную на сплочение родительского коллектива;
- актуализировать и мотивировать родителей на формирование позитивных детско-родительских отношений и оказание им помощи и поддержки в процессе обучения;
- формировать навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества;
- совершенствовать систему мониторинга качества образования.
Организационные задачи:
определить содержание и формы социально-педагогического и психологического просвещения родителей;
- выстроить структуру работы с родительской общественностью в трех направлениях: просвещение, развитие и обучение через практику;
- создать доброжелательную и рабочую атмосферу в группе как необходимое условие для погружения родителей в ситуацию присвоения опыта и знаний;
- проанализировать изменения, происходящие во взаимодействии родителей и обучающихся, и корректировать содержание материала в зависимости от возникающих у родителей вопросов в процессе реализации новых стандартов;
- отследить результативность реализации программы по итогам учебного года.
3. Сроки реализации программы.
Сроки реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» определены на основе принципов системности и последовательности. Программа будет реализовываться в течение одного года.
4. Режим занятий.
В течение года проводится шесть занятий, по три занятия в каждом полугодии. Продолжительность одного занятия - 2 часа (всего 12 часов). Количество участников группы - не более 25 человек. При использовании тренинговых технологий группа разбивается на две подгруппы по 12-13 человек в каждой.
Кроме реализации программы, психолог в рамках организации психологического сопровождения образовательного процесса реализует все запланированные на год мероприятия с родителями.
5. Формы, методы и приемы работы.
Утверждение парадигмы развивающего личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставления информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседу с элементами практикума, семинар, консультацию, психологическую игру, самодиагностику (обучающую диагностику), неделю психологии.
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях. Психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
Основная форма работы с родителями в процессе реализации примерной программы «Педагогика и психология: на пути к пониманию» - занятие с элементами тренинговых технологий и лекции с использованием практических методов и приемов. Также используются такие формы работы, как психологическая игра, групповая дискуссия, диада, практикум или практическое занятие, различные варианты лекций, психологическая акция.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружения в ситуации выбора и способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала педагогов, самопознанию, самораскрытию и самоопределению.
Использование игры как формы работы с родителями предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные). Они занимают небольшое время и чаще используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Диада (работа в парах) - форма работы, при которой создаются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе; появляется возможность получить обратную связь и поддержку; способствует развитию эмпатии; взаимодействие в паре создает напряжение, которое помогает проявиться личности и облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Практикум или практические занятия используются с целью успешного овладения приемами решения конкретных задач. Условно выделяют три этапа практикума. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление с методикой решения какой-либо задачи. На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. На третьем этапе выполняется определенный контроль результативности, позволяющий проверить приобретение представления или умения в решении задач.
Лекция - предоставление теоретического материала с использованием словесных методов. В программе использовались лекции следующих видов:
- проблемная лекция: в ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний участниками;
- лекция-визуализация: основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.);
- лекция вдвоем: представляет собой работу двух родителей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на основе проблемно-организационнго материала;
- лекция - пресс-конференция: содержание оформляется по запросу (по вопросам) родителей с привлечением соответствующих специалистов;
- лекция-диалог: содержание подается через серию вопросов, на которые родители должны отвечать непосредственно в ходе лекции.
Психологическая акция - это игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет собственное содержание, правила, запланированный результат.
Методы работы.
В процессе организации занятий используются следующие методы работы:
исследование - получение знаний на исследовательской основе;
наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;
упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования;
словесные методы - беседа, рассказ, описание, объяснение.
Приемы работы.
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- «Большая мечта»;
- мини-эксперимент «Парадоксальная ситуация»;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор.
Каждое из занятий имеет трехкомпонентную структуру:
I. Разминка (ритуал начала занятия, целью которого является создание комфортного климата в группе, получение внимания каждым родителем; использование приемов, нацеленных на включение родителей в практико-ориентированный процесс).
II. Основная часть (включает в себя: а) выполнение заданий, упражнений, игр, нацеленных на введение родителей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне; в) представление информационных материалов по соответствующей теме).
III. Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является подведение итогов и рефлексия эмоционального состояния, когнитивной и мотивационной составляющей).
6. Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидаемым результатом использования примерной программы психолого-педагогического просвещения родителей «Педагогика и психология: на пути к пониманию» являетется:
- Формирование готовности родителей к принятию инноваций в работе общеобразовательных учреждений, в программном обеспечении, смене подходов и принципов в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования.
- Получение и расширение психологических и педагогических знаний, формирование мотивации к их использованию в процессе построения детско-родительских отношений и оказания помощи и поддержки ребенку в процессе обучения его в школе.
- Совершенствование системы мониторинга качества образования в начальной школе.
Итогом проведения занятий является рефлексия в следующих формах: круглый стол с использованием элементов тренинга и совместное занятие родителей и обучающихся - психологическая акция «Семь чудес моей Родины. Защита социального проекта».
7. Критерии эффективности программы.
Ниже приведены критерии, которые необходимо учитывать при составлении мониторинга результативности прохождения программы.
1. Прослеживается рост психолого-педагогической компетентности родителей. Рост психологической культуры родите лей проявляется в оптимизации детско-родительских отношений, изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
- Улучшается психологический климат в классном коллективе и коллективе родителей, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований), свобода выбора методов и средств обучения.
- Наблюдается положительная динамика в формировании универсальных учебных действий обучающихся на конец учебного года и удовлетворенности родителей обучающихся психологической составляющей предоставленных образовательных услуг.
8. Необходимое обеспечение ресурсами для реализации программы в общеобразовательном учреждении.
Реалистичность проведения программы с точки зрения ресурсов очевидна.
Основные кадровые единицы (субъекты) реализации программы - педагог-психолог общеобразовательного учреждения.
Материально-техническая база:
- учебная аудитория, которая включает в себя учебную (столы и стулья) и активную (достаточную по размерам для размещения родителей в кругу) зоны;
- технические средства: магнитофон, компьютер, различные музыкальные носители;
для каждого родителя необходима общая тетрадь или блокнот для записей;
- банк соответствующей литературы.
1. Антонова, С. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая программа / С. Антонова, С. Залесская, С. Орехова, В. Ганжа // Школьный психолог. - 2006. - № 1.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Ко-стромина. - Изд. 3- е, перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.
3. Возняк И.В. [и др.] Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/И.В. Возняк [и др.]. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014.
4. Гаврина, С. Е. Учимся логически мыслить / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Тула, 2006. -(Серия «Школа для дошколят»).
5. Зак, А. 3. Как определить уровень мышления школьника / А. 3. Зак.-М., 1982.
6. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. - Минск, 1993.
6. Здравствуй, школа. Программа адаптационных занятий для первоклассников / под ред. Н. Пилипко. - М. : Дрофа, 2004.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. -М. : Логос, 2002.
8. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зин-ченко. - Самара : Изд-во СГПУ, 1998.
9. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы раз-
вивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова) : учеб. пособие / В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.
11. Немое, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М. : Владос, 1995.-512 с.
12. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 240 с.
13. Осетинская, О. В. Я - первоклассник: портфолио учащегося / О. В. Осетинская. - Волгоград : Учитель, 2011. - 23 с.
14. Осетинская, О. В. Я - второклассник : портфолио учащегося / О. В. Осетинская. - Волгоград : Учитель, 2011. -31 с.
15. Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьник / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. - Волгоград : Учитель, 2010.-39 с.
16. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др.] / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. — 303 с.
17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2001.
18. Руководство практического психолога. Готовность к школе : развивающие программы / под ред. И. В. Дубровиной. - Изд. 2-е. - М. : Издательский центр «Академия», 1995. - 128 с.
19. Силина, О. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения «Путешествие в Страну Понимания» / О. Силина // Школьный психолог. - 2007. - № 16.
20. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников : попул. Пособие для педагогов и родителей / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2004. - 120 с.